Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Глава V

 

ОРГАНИЗАЦИОННО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

2. Приватизация собственности и ее цели

 

В экономической литературе часто встречается отождествление понятий "разгосударствление" и "приватизация" с названием способов реализации этих процессов с помощью изменения форм собственности.

Жесткая государственная регламентация экономической жизни общества и отсутствие конкурентоспособных рыночных отношений не дает возможности работающим повышать свои доходы за счет выпуска более качественных товаров с относительно невысокой себестоимостью, которая обеспечивала бы потребительский спрос на них. Такие обстоятельства не позволяют переливать капитал в рентабельнее производства и не стимулируют создание предприятий, которые бы выпускали абсолютно новые товары, которые пользовались бы спросом или опережали его. Важным способом разрешения этих противоречий может быть только приватизация объектов государственной собственности.

Разгосударствление может происходить путем лишения государства права собственности на средства производства или снижение ее влияния на предприятия, которые находятся в ее собственности. В противном случае государство может ограничиться получением части прибыли с предприятий в виде налога (без регламентации дальнейшего ее распределения) или сдачей предприятий в аренду без права выкупа, при которой форма собственности не меняется.

Разгосударствление - это многогранный процесс ограничения государственного вмешательства в социальную, экономическую и политическую сферы жизнь общества. В экономической сфере процесс разгосударствления является переходом от прямого административного управления к налоговому регулированию. Создается конкурентная среда за счет увеличения числа производителей и антимонопольных мероприятий отказа от регламентирования цен, перехода к их свободного регулирования по счет перелива капитала и соотношений спроса и предложения, установление прямых связей как между предприятиями внутри страны, так и с зарубежными партнерами и создания фондовых и товарных бирж. Но становление рыночной экономики, эффективность которой доказана опытом многих высоко развитых стран, возможно только при условии различных форм собственности на средства производства. Разгосударствление включает в себя и приватизацию, которая становится логическим продолжением совершенствование форм хозяйствования, организации и управления предприятиями в процессе ослабления вмешательства государства в производственную сферу.

Нужно отметить, что разгосударствление не может включать в себя приватизацию в полном объеме, оно может включать только ту часть этого процесса, при котором происходит замена государственной формы собственности на негосударственную, тогда как преобразования коллективного предприятия, например, в акционерное, происходит в процессе приватизации, уже не является составной частью разгосударствления, поскольку оно не касается имущества, находящегося в собственности государства. В Законе Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" понятие "приватизация" определяется как "отчуждение" имущества, принадлежащего в общественной, государственной, республиканской (Автономная Республика Крым) и коммунальной собственности, в пользу физических и негосударственных юридических лиц. Такое определение характеризует организованный правительством процесс приватизации как переход от государственной собственности к различным ее негосударственных форм. В Украине собственность выступает в частной, коллективной и государственной формах, поэтому экономическая сущность приватизации в настоящее время проявляется в передаче (бесплатно или за определенную плату) гражданам и негосударственным юридическим лицам государственного имущества в частную или коллективную собственность. Социальное содержание процесса приватизации заключается в предоставлении возможности гражданам страны стать реальными собственниками средств производства.

Следовательно, можно сделать вывод, что по своей сути приватизация - это процесс преобразования в частную собственность любой другой формы собственности (как государственной, так и коллективной) или движение через последовательную изменение форм хозяйствования от государственной собственности к частной. С последующим развитием приватизации расширится многообразие способов ее реализации.

Коренное изменение отношений собственности невозможна без приватизации, точнее без передачи части государственного имущества в личную собственность. Ведь последняя является основой экономической свободы индивидов. Путем такой передачи государство частично возвращает трудящимся некоторую долю ними же созданного необходимого продукта, осуществляет социально-экономическую акцию, которая ослабляет эксплуатацию рабочих и крестьян. При возникновении каждой качественно новой формы собственности (акционерной, коллективной и др.) в ней обязательно присутствует индивидуальная собственность.

Согласно первоначальным трактовкой приватизации, результатом процесса приватизации в Украине может быть становления и последующее развитие таких двух видов частной собственности на средства производства, как частной собственности, основанной на собственном труде, и частной собственности, основанной на эксплуатации чужого труда.

С развитием рыночных отношений обязательно будет происходить и формирование различных форм собственности, в том числе и частной, следовательно, будет воспроизводиться личная, трудовая и частная нетрудова форма собственности за счет уменьшения других ее видов.

Достижение основной цели разгосударствления и приватизации собственности - создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики - требует соблюдения таких принципов ее формирования и реализации:

- обеспечение каждому гражданину Украины равного доступа к объектов приватизации и неограниченного выбора сфер приватизации;

- охвата этим процессом всех сфер экономики с учетом интересов всех субъектов, в том числе трудовых коллективов и отдельных граждан;

- использование всех форм собственности в связи с экономической целесообразностью, без абсолютизации какой-либо одной из них;

- оставление в собственности государства имущества, необходимого для ее полноценного функционирования, осуществления разгосударствления и приватизации под контролем общества с широким информированием населения о всех действиях по приватизации.

Как видим, разгосударствление экономики - это коренное вопросы преобразования собственности, решение которого позволит ликвидировать монопольное положение государства и его ведомств, создать условия для развития и функционирования различных форм собственности (преобразованной государственной собственности, акционерной, кооперативной, частной и др.), сделает каждого работника и каждый трудовой коллектив действительными субъектами отношений собственности. Оно является главной целью экономической политики на современном этапе, которая призвана обеспечить равенство всех форм собственности, создать необходимые предпосылки для развития рыночных отношений, усилить трудовую и предпринимательскую мотивацию рост эффективности производства.

Однако эффективное осуществление процесса разгосударствления и приватизации собственности требует определения четких пропорций (соотношение) между различными формами собственности, особенно между государственной и частной. Потому что полная отмена государственной собственности на средства производства при переходе их в частные руки может привести к большим искажениям, в том числе и к созданию монополии частной.

Нельзя предвидеть, сколько имущества будет приватизировано. Процесс разгосударствления и приватизации не состоится одновременно и быстро во всех отраслях экономики. Это процесс поэтапного перехода собственности из одной формы (государственной) до разнообразных форм. Он может происходить в течение долгого времени. К данному процессу нужно подходить, руководствуясь всей совокупностью интересов, учитывая традиции и психологию людей и мировой опыт. Осуществляя приватизацию, не надо создавать новые иллюзии, будто она есть магической силой, которая решит все наши проблемы. Сама по себе смена собственника того или иного предприятия не отменит монополии данного предприятия на его продукцию, а рыночная монополизированность экономики такой и остается. Это означает, что не будет одной из главных предпосылок рыночных отношений - конкуренции.

Ошибка многих сторонников полной приватизации заключается в том, что они сознательно или бессознательно не замечают изменений, произошедших в обществе, которое традиционно называется капиталистическим. Ведь сейчас нередко приватнокапіталістична собственность заменяется коллективной (акционерной), которая формируется из сбережений трудящихся (пенсионных фондов, капитала страховых касс). Кроме того, часто предприятия, основанные на такой собственности, оказываются более эффективными от частных. Ошибка в этом вопросе может привести к возрождению той системы собственности (частной), которая практически себя исчерпала.

Кстати, это вовсе не означает, что функции капитала - собственности и капитала - функции всегда будут разрознены. В информационную эру, которая наступает по индустриальной, как показывает опыт стран, происходит процесс слияния функций руководителя и собственника, поскольку доля небольших и средних предприятий, основанных на деловом партнерстве и кооперативной форме собственности, растет, а доля акционерного капитала в активах компаний начинает уменьшаться.

Государственный сектор экономики существует как в новых (Южной Корее, Сингапуре, Тайване, Гонконге), так и в старых индустриальных странах (Швеции, Голландии, Дании, Португалии). Причем государственные предприятия вполне эффективны, способствуют решению ряда социальных задач. Традиционно высокий удельный вес этого сектора в национальной экономике Франции (33 %), Австрии (37 %), Италии (более 40 %).

Мировой опыт разгосударствления и приватизации свидетельствует, во-первых, невысокая эффективность предприятий государственного сектора в развитых странах обусловлена не государственной формой собственности, а рядом других причин. Государственные предприятия могут быть высококонкурентными и эффективными, если они функционируют в условиях конкуренции, работают по законам рыночной экономики, а не рассчитывают на бюджетное финансирование и разного

рода льготы. Во-вторых, разгосударствление и приватизация во всех странах через некоторое время меняются национализацией и реприватизацией, то есть такие процессы происходят циклически. В-третьих, разгосударствление и приватизация используются не только с целью повышение эффективности производства, но и как средство снижения социальной напряженности в обществе. Итак, из этого следует, что приватизацию и разгосударствление необходимо осуществлять, учитывая как экономические, так и социальные последствия.

Государство было и остается субъектом собственности, который нельзя исключить из экономического процесса. Речь идет о другое. Надо преодолеть монопольное положение государства и ведомств (прежде всего центральных), которые стали, по сути, полными собственниками средств производства. Целесообразно передавать средства производства в аренду или в другую форму пользования трудовым коллективам, семьям и отдельным работникам за определенную плату.

Реально существует проблема коренного преобразование государственного сектора экономики. Он должен быть переведен на рыночный режим функционирования. Это возможно осуществить путем дифференциации функций между собственником (государством), менеджером и трудовым коллективом. Владелец (государство) должен получать только часть прибыли, перечисляемая в бюджет, а другая его часть должна использоваться для развития предприятия и стимулирования коллектива работников.

Сложность разгосударствления и приватизации в Украине обусловлена спецификой существующего разделения труда, специализацией ее экономики в тяжелой промышленности, где доминирует крупномасштабное капиталоемкое производство с крайне изношенными фондами. На данном этапе экономического развития техническое перевооружение этих предприятий и внедрение передовых технологий во силу только государству или акционерным обществам, что предопределяет объективную необходимость сохранения предприятий государственной собственности.

Меры разгосударствления в Украине зависят от необходимости обеспечения государством медицинского обслуживания, развития образования и культуры, объектов финансово-кредитной системы, музеев, национальных театров, выставок, библиотек и т.д. Это достаточно большой удельный вес общей собственности, которая на данном этапе не может быть приватизирована. Нельзя приватизировать также имущество органов государственной власти и правопорядка, государственной безопасности, армии, золотой и валютный фонды и государственные материальные резервы. Не следует передавать в частную собственность и уникальные природные объекты (леса, парки, водоемы и т.п.) общенационального значения.

В Украине, в соответствии с Земельным Кодексом, собственность на землю может быть государственной, коллективной и частной. Причем частная собственность в связи с конкретно историческими условиями экономического развития страны, высокой техногенной нагрузкой на землю, отсутствием свободных от обработки земель, а также с существующими на сегодня социально-психологическими настроениями большинства крестьян не может на данном этапе развития занять ведущее место.

Все это свидетельствует, что в настоящее время в объемов разгосударствления надо подходить с учетом существующих предпосылок. Во-первых, необходимо привести формы хозяйствования в соответствие с характером развития и структурой производительных сил, которые объективно предполагают наличие мелких, средних и крупных хозяйств. Во-вторых, важно выделить общенародные потребности и интересы, реализация которых может быть рационально осуществлена исключительно на государственном уровне. Такими потребностями являются защита страны, охрана окружающей среды, развитие определяющих направлений науки и техники, подготовка кадров, содержание нетрудоспособных. Степень значимости этих потребностей общества делает государственную собственность, предназначенную для их реализации, важным началом в общественной жизни. С развитием цивилизованности общества будут меняться и объемы разгосударствления и формы приватизации. В-третьих, хозяйствующие субъекты должны иметь все права товаропроизводителей, развивать инициативу, творчество, предприимчивость, рачительность, способствовать росту необходимых обществу товаров и услуг.