Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Глава V

 

ОРГАНИЗАЦИОННО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

1. Приватизация в зарубежных странах

 

В конце 70-х - начале 80-х лет в истории предпринимательства наступил перелом, оживилась приватизация в Англии, Франции, Японии, США, а затем и в странах, что развиваются, - Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике. Великобритания первой на Западе пошла по пути массовой приватизации и достигла лучших результатов, приобретя опыт, который стал предметом пристального изучения правительствами и исследователями многих стран.

Хронологически процесс приватизации в Великобритании можно разделить на следующие основные периоды. В 1979 - 1984 гг. осуществлялся продажа преимущественно предприятий конкретных отраслей, прежде всего вмотивовувалося стремлением уменьшить потребность государственного сектора в займах. Это был период "малой приватизации" по-британски, когда в частный сектор передавались небольшие компании. С 1987 г. и по настоящее время в Англии происходит процесс активного распродажи отраслей коммунального хозяйства с целью усиления конкуренции в этих отраслях.

Главная особенность приватизации в Великобритании заключается в том, что она охватила не только промышленные отрасли, которым свойственна конкуренция, но и государственные компании в телекоммуникациях. Было также выведены из государственного сектора объекты газо-, водо - и электроснабжения.

Продажа государственных предприятий в Великобритании сопровождался сохранением старых или созданием новых механизмов регулирования их деятельности. При приватизации большого количества государственных корпораций правительство резервировал специальную, так называемую золотую акцию, которая давала возможность ему контролировать новую компанию.

Другой страной, которая среди развитых капиталистических стран пошла по пути приватизации, была Франция. До середины 80-х лет государственный сектор в экономике этой страны был крупнейшим в Западной Европе. Он значительно превосходил государственный сектор Великобритании. По этой причине французская приватизация была беспрецедентной. Программа приватизации во Франции рассчитывалась на пять лет и охватывала 65 компаний. Ее механизм основывался на сочетании централизованного регулирования и рыночных рычагов. Все полномочия на проведение приватизации оказались сконцентрированными в руках министерства экономики, финансов и приватизации. Главным во французской приватизации было формирование в ее процессе стабильных акционеров. Наряду с этим еще ряд факторов обеспечили успех приватизации. Это ограниченный объем открытой рыночного предложения, льготы для индивидуальных акционеров, выбор конкретных компаний, выкуп предприятия работниками. Важнейший урок французского опыта заключается в том, что приватизация там - это организованный сверху процесс. Другими словами, она является экономической политикой государства, где политическая воля главная условие ее успеха.

Процессы приватизации, которые развернулись в странах Западной Европы в конце 70-х - начале 80-х годов, перекинулись на Азию. Приватизация, в частности в Японии, предполагает не только передачу прав собственности частным владельцам, но и отмену законов о создание некоторых государственных предприятий и изменении их формы. Публичная корпорация акционируется (это промежуточный этап), а затем акции продаются на фондовой бирже. После этого она становится частной. Акционерная компания, или паевое общество, приватизируется сразу путем продажи государственной доли в ее капитале.

С середины 70-х годов в США стала чрезвычайно быстро распространяться коллективная форма собственности - переход предприятий во владение их сотрудников с помощью программ финансового механизма (наделением акциями работников). Эти программы созданы в 50-х годах. Они обеспечивали наемным работникам коллективное владение всем акционерным капиталом или его частью. С 1974 p., когда конгресс США утвердил около 20 законодательных актов, которые стимулировали эти программы, создание коллективной собственности стало привлекательным делом как для работников, так и для владельцев предприятий. Государственное налоговое стимулирование способствовало быстрому росту компаний с коллективной собственностью. Наделение акциями работников сегодня в США вступает в наиболее распространенной формы коллективной собственности.

Формально в рамках компании создается траст или фонд накопления, в котором содержится доля акционерного капитала каждого работника компании, и этот капитал контролируется доверенным лицом, которое действует от имени всех работников. Таким образом, коллективное совладение предприятием или его частью сочетается с индивидуальной собственностью каждого работника со всеми финансовыми благами, которые с этого вытекают. В США данные программы получили широкую поддержку политиков, которые принадлежат как консерваторов, так и либералов.

Такие программы могли бы стать первым шагом в процессе украинской приватизации. Некоторые элементы реализуемых программ важны в тех случаях, когда ставится задача достичь необходимого баланса между социальной справедливостью, экономической эффективностью и прибыльностью.

С конца 70-х - начале 80-х годов процесс передачи государственных предприятий и другой собственности в руки частного капитала начался в странах, что развиваются. Многие из этих стран активно рассматривают возможность перестройки экономики посредством приватизации.

Особый интерес для Украины представляет опыт приватизации латиноамериканских стран. Наиболее системно приватизация осуществлялась в Чили, Мексике и Аргентине, где передача в частные руки государственных компаний происходила в основном планово, хоть, конечно, и не без некоторых нарушений сроков.

В Бразилии, Венесуэле, Боливии сроки приватизации неоднократно переносились. Бразилия, Аргентина и Мексика входят в "большую тройку" неформальных лидеров региона. В Боливии программа приватизации затормозилась в 1992 г. вследствие несовершенной схемы массовых протестов профсоюзов. На сегодня процесс приватизации практически завершен в Чили, Мексике и Перу, успешно происходит он в Уругвае, Эквадоре и других странах.

Известно, что из всех лостсоціалістинних стран, в которых проводились рыночные реформы, в самых благоприятных условиях оказалась бывшая ГДР. Но выражая оптимистичные прогнозы относительно приватизации в Восточной Германии, следует отметить, что здесь имеет место явная эйфория как в оценке возможностей ее новых форм, так и в плане темпов и масштабов их распространения. Существует большое разнообразие проблем, с которыми еще придется столкнуться восточным немцам. Одной из таких наболевших проблем процесса приватизации является проблема занятости. Вместе с ней существует еще целый ряд нерешенных вопросам.

Форсирование приватизации в Восточной Германии довольно противоречивое, оно заслуживает пристального внимания и изучения с той целью, чтобы не повторять сделанные там ошибки в то же время использовать все ценное.

Полезным для Украины может быть также польский опыт приватизации, поскольку Польша в восточноевропейском регионе занимает ведущее место в процессах изменения форм собственности. Исходя из опыта этой страны, нужно отметить, что успешных результатов в проведении той или иной реформы можно достичь лишь в том случае, когда изучены все слабые и сильные факторы процесса и когда сталкиваешься с трудностями на практике.

В Венгрии, как и в других европейских странах, важнейшим условием и предпосылкой перехода экономики к рынка была широкая приватизация государственной собственности. Это приватизация маятниковая с колебаниями то в сторону большей централизации, то в сторону децентрализации процесса. Первому этапу, который начался еще до изменения политической системы, свойственна спонтанная приватизация. Второй этап, который начался в 1990 p., отмечен усилением централизации.

С середины 1991 г. начался новый этап приватизации характеризовался поворотом в сторону децентрализации. В это время усилилась самоприватизация. В 1992 г. было создано ДАСВ (Государственное акционерное общество собственности), в распоряжение которого государство передало право собственности и управления предприятиями (полностью или частично). Хозяином предприятий, которые подлежат приватизации, является государственный орган. В отличие от этого органа, ДАСВ действует как акционерное общество.

Приватизация в Чехии с самого изначально была задумана как система мероприятий, которые воплощались в жизнь одновременно. Первая особенность чешской приватизации это - реституция. Старым владельцам была возвращена собственность, которую они потеряли после 1949 г. В результате только одного этого шага в руки частных лиц перешло 70 тыс. зданий, более 30 тыс. промышленных объектов и 50 % государственных лесов и сельскохозяйственных угодий.

Приватизация в Чехии была разделена на малую и большую. В ходе малой приватизации приватизировались магазины, рестораны, гостиницы и предприятия сферы обслуживания. Малая приватизация коснулась главным образом предприятий розничной торговли. Интересный чешский опыт приватизации крупных предприятий. В каждом отдельном случае складывались хорошо проработанные планы и схемы.

Опыт постсоциалистических стран Восточной Европы, приобретенный в процессе приватизации в период перехода к рынку, свидетельствует, что эта смена собственности не только совершенствует хозяйственные механизмы, а и порождает ряд сложных проблем: в Германии увеличилось количество безработных, в Польше старое производство разваливалось гораздо быстрее, чем создавалось новое, в Венгрии население избегало участия в приватизации, в Чехии противодействовали структуры, что ратовали за трудовые коллективы.