Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 10 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

УРОК 20

ТЕМА. ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?

 

Цель: сформировать понятие «природа»; воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к природным богатствам; развивать умение анализировать факты и делать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование: мультимедийное оборудование, репродукции картин и фотографии с видами природы, видео-фрагмент.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

Проблемная ситуация

Учитель приводит примеры высказываний выдающихся людей о природе, но само слово «природа» следует заменить на местоимение «она».

1. Ее творчество и творчество человека отличаются отношением ко времени: она создает настоящее, человек создает будущее. (М. Пришвин)

2. Нет ничего упорядкованішого за нее. (Цицерон)

3. Она - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. (И. Гете)

4. Ее и человека объединяет труд. (И. Мележ)

Вопрос к классу: скажите, о чем или о ком так уважительно, с любовью высказывались выдающиеся люди разных времен? (О природе)

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сообщение темы и задач урока.

 

IV. Проработка нового учебного материала

Рассказ учителя

Человек любит природу, любуется разноцветными цветами, зелеными лугами, синим небом. Она обязана ей жизнью. Природа дает человеку жилье и еду, одевает и лечит ее. Но не каждый человек задумывается над тем, что есть природа. А она, действительно, является одной из составляющих человеческого бытия (наряду с историей). Она является другим родом реальности, отличаясь от истории способом своего существования.

Понятия «история» и «природа» являются соотносимыми, однако за содержательными критериями ограничивают друг друга. К середине XIX в. в науке и философии вообще господствовала идея незыблемости природы. Наиболее последовательно она изложена в работе Гегеля «Философия природы», где подчеркивается, что природа не подвергается историческим изменениям.

Получив определенные знания в естественно-научной области, вы имеете представление о том, какой предстает природа с точки зрения естествознания: для него это практически бесконечная совокупность объективных явлений и процессов. Причем естественное оказывается и в самом человеке: это его биологический субстрат, сам человеческий организм со всеми присущими ему функциональными изъявлениями. Однако в отношении к природе еще и до сих пор распространенным является представление о ней как о неисчерпаемую кладовую ресурсов.

Таким образом, наука и практика, на которых основывается современная техногенная цивилизация, исходят из представления о природе как самосущу реальность, которая бесконечно превосходит возможности человека по ее теоретического осмысления и практического использования. Вместе с тем природа осознается как принципиально неприемлема для человеческого разума и практически підкорювана человеком - достаточно лишь применить в отношении нее определенные человеческие «хитрости», опредмечені в разнообразных технических устройствах и технологиях. Правда, сами эти «хитрости» является ничем иным, как практическим применением человеческих знаний о те или иные проявления закономерностей самой природы. Но и собственно возможность иметь знания о природе человек приписывает себе. Человек все больше пытается реализовывать стратегию господства и владычества относительно природы. И хотя люди сажают деревья, орошают пустыни, рекультивують почвы, чистят реки, однако масштабы этой деятельности нельзя сопоставить с теми негативными последствиями, которые они наносят природе.

Сегодня человечество обеспокоенно катастрофическим уничтожением природы, чрезвычайным ухудшением экологического состояния Земли. Уже существует целая наука - «экология», которая должна разрабатывать целый ряд мер, направленных на стабилизацию состояния окружающей среды.

 

Выступления учащихся

Защита проектов, рефератов; сообщение.

 

Виртуальное путешествие вокруг света

Путешествие сопровождается показом слайдов. На них помещено название страны, перечень экологических проблем, фотографии экологически опасных мест. Комментарии к слайдам делайте учитель. Учащиеся во время просмотра ведут записи в тетрадях.

 

Работа с документами

Ознакомление с украинскими и международными нормативными документами, которые регламентируют деятельность человека по защите природы, рационального использования ее ресурсов.

 

V. Итоги урока

Обмен мнениями после путешествия.

 

VI. Домашнее задание

1. Составить таблицу «Экологические проблемы человечества в ХХІ ст.».

2. По «Философской энциклопедией» определить понятие «социальная экология», подготовить ответ.