Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 11 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

Урок 21. СУЩНОСТЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДУШИ И ТЕЛА

 

Цель: раскрыть сущность духовной жизни общества, показать взаимодействие души и тела в процессе воспитания сознательного человека, члена общества, воспитывать уважение к людям, к человеческим ценностям, прививать нормы общечеловеческой морали.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: эвристическая беседа.

Литература:

1) Арцишевський Г. А. Человек и общество. - К., 2002.

2) Поздняков В. М. Мир современного человека. - К., 1996.

3) Рагозин Н. П. Учимся демократии. - Донецк, 2002.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация знаний. Мотивация учащихся

Философ А. Шопенгауэр отмечал: «Люди в тысячу раз больше заботятся об увеличении своего богатства, нежели об образовании ума и сердца...».

Вопросы для обсуждения

1) согласны Ли вы с этим?

2) Как избежать бездуховности, безнравственности в современном мире?

 

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

- Искусство и религия, философия и право всегда обращались к проблемам добра и зла, справедливости и гуманности, смысла жизни и счастья человека и обобщили опыт духовных поисков человечества.

Сегодня в цивилизованных обществах центральное место занимает именно духовная культура как феномен ценностно-познавательного и знаково-символического бытия человечества.

Духовная культура воспринимается нами прежде всего как ценностно-познавательная система. Особое внимание при формировании духовной культуры уделяется именно ценностям личности:

1) универсальным;

2) демократическим;

3) партикулярному;

4) межличностного общения;

5) общественного признания;

6) идеальным.

Ценностные установки ориентируют людей в социальной действительности, направляют и стимулируют их.

Особое место в ценностно-познавательной системе занимает мораль. Известно, что ни одно человеческое сообщество не может существовать и развиваться без согласования разнообразных противоречивых (часто противоположных) интересов людей, соблюдение определенных взаимных обязанностей, правил поведения, которые постепенно стали привычными, общепринятыми, превращались в обычаи, традиции, устойчивые нормы морального поведения. Следовательно, общество в процессе исторического развития выработало особый социальный инструмент для регулирования и направления поведения каждого человека, чтобы она не только не разрушала, а даже укрепляла общественный организм. Этим инструментом (социальным инструментом) общественной самоорганизации и есть мораль.

Мораль существует в двух формах: личностные моральные качества (милосердие, ответственность, скромность, честность и т.п.) и совокупность норм общественного поведения и оценочных представлений (например, «не укради», «не убий» и т.п. и «справедливо», «порядочно», «доброжелательно» и др.).

Моральные качества характеризуют личность с точки зрения ее способности к общению с себе подобными и сосуществованием с ними. Они выступают как черты характера и проявляются во взаимоотношениях с другими людьми.

Моральные нормы и оценочные представления выражают интересы тех или иных социальных групп, общества в целом и становятся основой поведения людей. Это знаменатель разнообразие индивидуальных действий, один из способов сведения индивидуального к социальному. Они определяют тип поведения, необходимый конкретно-историческому обществу или его большинства.

Следовательно, моральные качества (личностные свойства), с одной стороны, и моральные нормы и оценочные представления, с другой, реализуются в отношениях между индивидами и выражают общественные связи между ними. В первом случае эта связь выступает в субъективно-личностный форме, а во втором - как объективированный, надіндивідуальний связь. Это позволяет говорить о мораль как социальные отношения.

Моральная жизнь человека распадается на два уровня, две сферы - сущего и должного. Сфера сущего выражается в реально существующих норовах, настоящих ценностных значениях реальных форм общественных связей между людьми. Сфера должного содержит нормативные установки морального сознания. Итак, мораль не сводится лишь к моральной сознания. Она является также ценностным содержанием, которое заключается в существующих общественных отношениях, в практическом взаимодействии людей. Обобщая поведение людей (практику), мораль вырабатывает определенные требования, веления (императивы) «как должно быть», которые поддерживаются общественным мнением и (или) собственной совестью человека (убеждениями). Поэтому мораль, прежде всего, выступает как система требований, норм и правил поведения человека, которые исторически сложились и соблюдение которых носит добровольный характер.

Мораль является таким императивным способом, по которому определяется отношение человека к действительности, который регулирует человеческое поведение с позиций принципиального противопоставления добра и зла. Стремление и способность морали оценивать поступки человека, действия социальных субъектов с позиций добра и зла, справедливости подчеркивают ее оценочный характер.

Мораль выступает как особая форма отношения человека к действительности, в конкретных людей, социальных групп, представителей мира природы и ценностей культуры.

Кроме морали, существует еще одна из форм организации духовной жизни человека, явление, которое «регулирует» взаимодействие «души и тела». Это религия.

Религия и мораль - это очень древние и чрезвычайно устойчивые формы человеческой духовности. Они существуют на протяжении всей истории цивилизации.

От древних мифов до современных научных теорий ведет свое существование традиция, что доказывает космическое происхождение человека, цивилизации, культуры, морали. Религиозное сознание с давних времен давала возможность человеку чувствовать космические истоки ее земного бытия. Человек извечно чувствовала себя ребенком не только Земли, но и Космоса.

Центральной персоной в таких мировых религиях, как христианство, иудаизм, ислам, является Бог. Его именем называется высшая сила, что, с точки зрения верующих, владеет миром и наблюдает за всемирным, социальным и нравственным порядком. Бог для них - всемогущий и благой повелитель. Он сдерживает мир и социум от тотального разрушения и гибели посредством тайных и явных, внешних и внутренних воздействий.

Нормативная структура религиозного сознания определяется характером и содержанием норм, из которых она состоит. Эти нормы имеют следующие признаки:

а) выходят из высшего, абсолютного религиозного авторитета, каким является Бог;

б) имеют характер абсолютных, безапелляционных требований и запретов;

в) диктуют определенное внутреннее состояние души (веру), а также соответствующее внешнее поведение;

г) распространяются только на тех, кто исповедует эту веру;

д) имеют предпосылкой «страх Божий» у верующего, если он ее не соблюдает, а также «суд Божий» как кару за их нарушение.

На разных этапах исторического развития мировой цивилизации религиозные нормы имели большое значение для духовного, нравственного развития человеческого рода. И до сих пор их роль в этом процессе является очень значительной.

2. Сообщения учащихся о мировых религиях.

3. Беседа.

1) Назовите основные составляющие духовной культуры.

2) Объясните, как формируются ценности человека и культуры.

3) Назовите основные ценности личности.

4. Самостоятельная работа с литературными источниками.

1-а группа. Человек как биологическое и социальное явление.

2-а группа. Человек и его взаимодействие с окружающим миром.

3-я группа. Средства формирования духовной культуры современного человека.

5. «Мозговой штурм».

Во время обсуждения учащиеся решают проблему: «От каких черт человек должен абстрагироваться? Существуют ли универсальные рецепты, как стать «идеальным человеком?»

 

IV. Итоги урока

 

V. Домашнее задание

1) Сделать электронную презентацию темы «Мир современного человека».

2) До тематического оценивания по теме учащимся предлагается подготовить рефераты по следующим темам:

• «Историчность морали».

• «Честь, совесть и достоинство человека в разные исторические эпохи».

• «Порядочность как философская категория».

• «Проблемы духовной жизни человека в разные исторические эпохи».

• «Вера, надежда. Любовь как философские категории и современные проблемы формирования нравственности у подростков».

• «Проблемы морали в художественной литературе».

• «Воплощение процесса формирования человеческой морали в истории».