Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Уроки № 22, 23
Тема: Звязне речи. Подробный письменный пересказ художественного текста повествовательного характера с элементами описания помещения

 

Цель: на основе полученных учениками текстологических знаний формировать у них соответствующие текстотворчі умение1; совершенствовать культуру письменной речи, формировать навыки самостоятельной творческой работы; способствовать обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Ход урока

И. Сообщение цели и задач урока.

 

II. Подготовка к работе над переводом.

Чтение теста учителем.

Свыяснения лексического значения употребленных в тексте перевода слов, которые пербувають в пассивном словаре учащихся.

Определение темы и главной мысли текста.

Определение стиля текста. Свыяснения положенного в его основу типа речи и дооміжних типов речи.

Коллективное составление плана текста.

Повторное чтение учителем текста (если в этом есть необходимость).

 

III. Самостоятельная работа учащихся над переводом на черновиках.

 

ИV. Подведение итогов урока.

 

V. Домашнее задание.

Закончить, отредактировать, проверить черновой вариант перевода, переписать перевод тетрадей.

Тексты для перевода

1. В гончарные

В мастерской было сыро и неуютно, как в любой старой гончарные.

Под низким потолком висел тусклый масляный фонарь. Он шипел и потрескивал. Было бы совсем темно, если бы напротив широких дверей не пылал горн, что в нем гончары обжигают посуду. По стенам мастерской суетились блики. В их игре все казалось причудливым.

На полках стояли готовые к выжиганию миски, тазы, чаши и кувшины. Они были подсушенные, но еще сырые. Горн пылал малым огнем, чтобы сейчас посуда не попортить. Только часов через восемь гончар должен был зажечь большой огонь из дров сосновых, липовых или осиновых.

- Вы все не знаете покоя, - удивился казак.- Разве кувшины нужны для войны?

- Мы здесь не кувшины затеяли.

Гончар взял немалый кусок глины, бросил на верхняк станка, закрутил круг. Под его руками начала возникать кубышка с узким горлышком и толстыми стенками.

- Когда эту башку набить порохом и железом, а в эти дырочки вставить зажженные фитили и сбросить с башни на головы врагам...

Казак внимательно рассматривал глиняную бомбу. (По А. Ильченко; 160 сл.)

 

Задачи.

· Объяснить лексическое значение слов горн (в гончарном производстве - печь для обжига керамических изделий с целью их укрепления), гладишка, макитра, кубышка, станок.

· Подобрать синонимы к словам причудливый, суетиться, сырой.

· Составить план (ориентировочный: 1. Неуютная мастерская. 2. Масляный фонарь под потолком. 3. Напротив двери пылал горн. 4. Готов до обжига посуда на полках. 5. «Разве кувшины нужны для войны?» 6. Гончар бросил на станок кусок глины. 7. Череп'яна бомба.)

· Записать на доске: кусок глины; верхняк станка; кубышка с узким горлышком; набить порохом, железом, зажженные фитили.

· Написать подробный пересказ.

 

2. Перед ужином

В доме деда Дуная как в венке. Скамьи, стол, печь, кровать, божница - все здесь сделано дідовими руками. Все, кроме икон, стекла и горшков.

В сухой настоянный запах лесных трав и цветов вплетается влажный аромат недавно внесенных из погреба яблок. В углу красуется сноп ржи. Он закрывает одежду седых святых на иконах.

Кленовый мисник переливается глазурованной цветом миски, а у мысника висит потемневшая от лет кобза. Она - отрада старого.

По горнице как-то боком видибує аист. Его горделивую осанку портит опущенное вниз подбито крыло.

Дедов внук Максим отщипывает хлеба, протягивает птицы. И с достоинством запрокидывает назад голову и глотает пищу так, будто она живая и может вырваться.

Баба Аня суетится у печи. Она бережно ставит на стол большую черепяну миску с борщом. В ней плавают черные головки грибов и капли масла. Аист одним глазом нацелился на гриба, схватил его, подбросил вверх, чтобы удобнее проглотить. Дед Дунай ложкой угостил нечемну птицу. Аист с презрением ко всему роду человеческому начинает к двери и причаюється возле скамьи.

Не успела хозяйка поставить на стол жаркое, как бусол окунает в миску клюва, выхватывает кусок мяса и проворно отбегает подальше от людей. Дед и парень смеются, баба разводит руками:

- Вот разбойник! А еще под святым небом летает. Садитесь ужинать! (По М. Стельмахом, 203 сл.)

 

Задачи.

· Объяснить лексическое значение слов божница, мисник, жаркое.

· Подобрать синонимы к словам божница (покуть), лелека (бусол), запах, отрада, осанка, дибати, притаиться.

· Составить план (ориентировочный: 1. Все сделано дідовими руками. 2. Запах в доме. 3. Сноп ржи под иконами. 4. Кленовый мисник. Потемнела кобза. 5. Аист с подбитым крылом. 6. Максим угощает птицу. 7. Аист схватил гриба из миски. 8. Дед наказал птицу. 9. Кусок ммяса выхвачено из жаркого. 10. “Садитесь ужинать!”)

· Написать подробный пересказ.