И СЕМЕСТР
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Урок № 21
Тема: Нередактируемые существительные. Существительное как часть речи. Тематическое тестирование
Цель: дать учащимся понятие о нередактируемые существительные, формировать умение находить их в предложениях и правильно употреблять в речи, совершенствовать навыки пользования словарем; способствовать обогащению и уточнению словарного запаса школьников.
Тип урока: комбинированный урок (изучение нового материала; проверка и учет знаний и умений).
Оборудование: учебник, тестовые задания.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
II. Изучение нового материала.
Работа с учебником. Проработка теоретического материала (п. 19, с. 91)
Работа у доски. Просклонять: Ольга Коваленко, Олег Коваленко; Валентина Коваль, Валентин Коваль.
Работа с учебником. Коллективное выполнение упражнения 178.
III. Выполнение упражнений на закрепление.
Объяснительный диктант. Нередактируемые существительные подчеркнуть.
А где-то на Гаити кокосовые пальмы снесло, как перья... Бушует цунами, и глаза смутніють у нашей мамы. (А.Камінчук.) Бегут тополя легко, как перышки. ...Иду по улице Леси Украинки в далеком и родном Кутаиси. (В.Вихрущ.) Мы Киеву передали привет от нашего солнечного Тбилиси... (Г.Леонідзе.) Мы відпливаєм от Баку, лишаем пристань гомінку. (В.Мордань.) В кафе встретил я ненароком этого, видите ли, в галифе... (М. Шостак.) Поставили АЭС в верхов’й трех рек. Ударил черный колокол. И довольно болтовни. Как ребенку зваться Богданком, когда эпоха называется НТР? (Л.Костенко.)
Выборочный диктант. Выписать неизменяемые существительные. Объяснить значение каждого, в случае необходимости обратившись к словарю.
1. Там соловей выводит скерцо в предвечернее тишине... (Д. Фальковский.) Колибри - единственная птица, которая может неподвижно висеть в воздухе и даже летать в обратном направлении. (С підручн.) Фламинго - словно марево нежное. (Есть. Гуцало.) Пожаловала зеленавість в мое окно. Наконец, имею в комнате весеннее панно. (О. Лупий.) Эта странная музыка... Эта тишина краски индиго... (Л. Костенко.)
2. Сеет небо дождями, как помолом, в гаражах спят авто, как кроты. (Д. Иванов.) Надежд стискалось портмоне, а вы не звали меня. (С. Кочерга.) Мы не знаходим спасения в слове, познав эсперанто нелюбви. (О. Кис.) Он будет бить меня, как захочет: и снизу, и справа, и сверху, и ниже пояса. И глаза хова продажный рефери. (Б. Олийнык.) Здесь бывает туман, слякоть и непогода, и женщины куцее мини прячут в плаще. (С. Голованевский.)
Записать слова, которые соответствуют представленным лексическим значением. Два-три слова ввести в самостоятельно составленных предложений так, чтобы они отвечали на вопросы косвенных падежей. Будут меняться такие слова?
1. Почетная название выдающихся деятелей в различных областях искусства. 2. Кукла, надеваемая на руку. 3. Широкое женское пальто, в основном меховое. 4. Старинный испанский народный танец. 5. Стиль исполнения, что является основой итальянской вокальной школы. 6. Украшение из кружева или из тонкой ткани на рубашке, блузе, платье 7.Невеликий спортивную лодку.
Для справок. 1. Маэстро. 2. Бибабо. 3.Манто. 4.Болеро. 5. Бельканто. 6. Жабо. 7. Каноэ.
IV. Изучение нового материала.
Работа с учебником. Проработка теоретического материала (род незмінюваних существительных, с. 92).
V. Выполнение упражнений на закрепление.
Переписать предложения, приведенные в скобках, поставив прилагательные в нужной форме.
Смотрю вниз - лежит Баку широкозор(-ый,-ая,-ое). (М. Рыльский.) Так пришел на щаслив(-ый,-у,-е) Таити злополучный художник Гоген. (Есть. Плужник.) Я иду, и удод тропой идет, моих полей маленьк(-ый,-а,-е) чичероне. (Л. Костенко.)
Образовать словосочетания, подобрав к поданным существительных прилагательные (приводим их в скобках). Значение иноязычных слов с’выяснить с помощью словаря. С двумя-тремя составить предложение так, чтобы эти существительные отвечали на вопросы косвенных падежей.
(Быстрое) болеро; (молодой) кюре; (популярное) ватерполо; (свежая) Боржоми; (австралийский) эму; (песчаная) Гоби; (солнечный) Капри; (гостеприимное) Палермо; (зеленый) Сухуми; (матовые или матовое) жалюзи; (элегантная) мадам; (уважаемый) месье; (усовершенствованное) морзе; (горячий) сирокко; (красочное) конфетти; (вкусная) иваси; (уютный) кабаре; (бескрылый) киви.
VИ. Проверка уровня усвоения знаний и умений.
Объяснение способов проверки знаний и умений (инструктаж к проведению тестирования)
Проведение тестирования.
1. Существительное означает:
А действие предмета;
Бы признак предмета;
ü В предмет.
Привести пример существительного (записать).
2. С большой буквы пишутся:
А существительные - общие названия;
ü Бы существительные - имена собственные;
В существительные - названия существ.
Привести пример существительного, пишутся с большой буквы и в кавычках (напр.: стихотворение «Завещание», пароход «Украина», журнал «Киев», конфета «Красный мак»).
3. Существительные общего рода называют:
А малышей безотносительно к их полу (младенец, бельчонок);
ü Бы лиц как мужского, так и женского пола (сирота, плакса);
В существительные мужского рода, если в предложении они обозначают лиц женского пола (профессор, педагог).
Составить (вспомнить) и записать предложение с существительным общего рода (напр.: Холодно над морем, тучи небо укрыли, бедняге горе, потому что устали крылья (Б. Дегтярев.); Очень трудно в серой массе не потеряется сіромасі (М.Лукаш.); Не сдержать язык болтунов (Индийская поговорка).
4. Существительные, которые употребляются только в форме множественного числа, это -
А киевляне, школьники, друзья, земляки;
ü Бы Карпаты, ворота, ножницы, очки;
В соли, воды, стали.
Привести пример существительного, которое употребляется только в фломі единственного числа (напр.: борьба, любовь, молоко, золото, Львов).
5. В форме кличного падежа существительное употреблено в предложении:
ü А Зоре моя вечірняя, взойди над горою!.. (Т. Шевченко.);
Бы На траве, заря, платок не забудь! (В. Сосюра.);
В Ночь рассыпала звезды злотистії (С. Черкасенко.).
Составить (вспомнить) и записать предложения с обращением, выраженным существительным в форме кличного падежа (напр.: Все принимаю, земля, благодарю за степи, за ранки голубые. (М. Самойленко); Ты, моя страна, родная Украина, я - твой ребенок, капелька твоя! (Г. Гнатюк.); Панно мечтает! Немного подвиньтесь! (М. Доленго.)
6. Неизменными являются следующие существительные:
А Киев, Харьков, Одесса, Ровно;
Бы почтальон, судья, статья;
ü В метро, кашне, такси.
Составить (вспомнить) и записать предложение, в котором неизменный существительное употреблялся бы в косвенном падеже (напр.: Умом всего не постичь. Ты иди! И плюй на все табу! (М. Самойленко.); В кафе встретил я ненароком этого, видите ли, в галифе. (М. Шостак.); Остановить хочу я маэстро и скрипку на свой лад навести. (В. Герман).
Ответы учителя на вопросы учеников (после того, как етстові задание выполнено).
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание.
П. 19, упражнение 180 (5 - 6 предложений)