СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 21
Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подчинительные союзы и их правописание
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить находить придаточные изъяснительные, повторить правописание подчинительных союзов; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.
Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь.
И. В. Гете
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учащиеся читают толкование слов «изъяснять», «изъяснительный».)
Изъяснять — пояснять, раскрывать смысл.
Изъяснительный — раскрывающий смысл поясняемого слова.
2. Беседа с учащимися.
1) Что такое сложное предложение?
2) Какие существуют виды сложных предложений?
3) Какие виды придаточных предложений вы знаете?
4) На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
3. Лингвистическое моделирование.
• Замените прямую речь косвенной. Начертите схемы полученных предложений.
1) «Где вы были?» — спросил отец.
2) «Мы были в магазине»,— ответили мы.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства. Это чаще всего глаголы говорения и мысли (сказал, ответил, спросил, подумал, вспомнил, решил, гордился, обрадовался, почувствовал и др.), реже — другие части речи: прилагательные, наречия, существительные (рад, известно, ясно; разговор, сообщение и др.).
1) Мы знаем (что знаем?), что они выполнят обещание.
2) Говорили (о чем говорили?), будто его видели в городе.
3) Я рад (чему рад?), что вы успешно закончили работу.
4) Она дала слово (в чем?), что выполнит все точно и аккуратно.
Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:
1) при помощи союзов что, как, будто, чтобы;
2) при помощи союзных слов, относительных местоимений;
3) при помощи частицы ли, употребленной в значении союза.
В главном предложении при поясняемых словах может быть указательное слово то, которое служит для выделения содержания придаточного предложения. Сравните:
1) Ему было трудно признаться, что он совершил этот поступок.
2) Ему было трудно признаться в том, что он совершил этот поступок.
Придаточные изъяснительные используются для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто выражают косвенные сообщения, с помощью союза чтобы — косвенные побуждения, с помощью союзных слов и частицы ли — косвенные вопросы (после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Анализ языковых явлений.
• Запишите предложения, расставляя знаки препинания; укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; составьте схемы 2 и 4 предложений; особое внимание обратите на правописание союзов.
1) Я полюбил эту маленькую окраину и был уверен что она самая живописная в мире.
2) Ей снится буд(то)(бы) она идет по снеговой поляне.
3) Что(бы) не говорили а я выполню эту работу.
4) Я всегда удивлялся как успевал этот уже старый человек делать сразу несколько дел.
5) Берись за(то) к чему ты сроден коль хочешь что(б) в делах успешный был конец.
6) Ты рада что ты дома?
7) С кем поведешься (от)того и наберешься.
8) Вы не должны судить меня (по)тому что я делаю.
9) (По)этому берегу идти лучше (по)тому что здесь больше тени.
3. Лингвистическое конструирование.
• Преобразуйте простые предложения в сложные, заменяя выделенные слова придаточными изъяснительными или придаточными определительными; запишите сложноподчиненные предложения, расставляя знаки препинания; выделите грамматические основы.
Образец: 1) Участвующие в спектакле ушли на репетицию.— Те, кто участвует в спектакле, ушли на репетицию. 2) Мы читали о путешествиях Пржевальского.— Мы читали о том, как путешествовал Пржевальский.
1) Приезжающие в Киев любуются прекрасными памятниками (древне)русской литературы и иску..тва.
2) Он рассказывал о поездке по Днепру.
3) Прибывшие на конференцию были размещены в городской гостинице.
4) Мы внимательно следили за игрой нашей сборной.
5) Он попросил помощи у друзей.
6) Все были рады наступлению долгожда(н/нн)ой весны.
4. Лингвистическое моделирование.
• Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, используя слова в рамках; выделите грамматические основы.
5. Лингвистическое конструирование с элементами редактирования.
• Найдите недочеты в рассказе, исправьте ошибки. Сначала постройте диалог, а потом замените прямую речь косвенной, используя сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
«А я ему, сестрица, сказал, что вы у нас красавица, а он, сестрица, сказал: «Ну, так что же?» — а я, сестрица, сказал: да ведь красавиц все любят, а он сказал: «Все глупые любят», а я сказал: «А разве вы их не любите?» — а он сказал: «Мне некогда».— А я ему, сестрица, сказал: так вы с Верочкой не хотите познакомиться? — а он сказал: «У меня без нее много знакомых».
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Что такое сложное предложение?
2) Какие существуют виды сложных предложений?
3) Какие виды придаточных предложений вы знаете?
4) На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
5) На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
6) При помощи чего придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову?
7) Какое место по отношению к главному занимают придаточные изъяснительные?
8) На что надо обращать внимание при написании союзов? (Союзы нужно отличать от сочетаний предлогов с местоимениями.)
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить и повторить теоретический материал, подготовиться к тематической контрольной работе.
2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.