СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 20
Тема. Заметка в газету
Цель: повторить теоретический материал о написании заметки в газету, изученный ранее; подготовить учащихся к данному виду работы; формировать умения и навыки правильно выражать свои мысли, организовывать свою речевую деятельность; развивать навыки поиска, анализа и отбора информации; развивать логическое мышление учащихся, культуру речи; воспитывать внимательное отношение к людям.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Краткость — сестра таланта.
А. П. Чехов
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Беседа с учащимися.
1) Какие стили речи вы знаете?
2) Что такое заметка?
3) Какой стиль используют для заметки?
4) Чем заметка отличается от статьи?
5) Какие виды заметок вы знаете?
2. Работа с текстом.
• Прослушайте текст; можно ли назвать этот текст заметкой?
Школьное кафе
Ключи от него у самих ребят, учащихся Побединской школы. Плата небольшая — за вход, дискотеку и соки. Оборудовали ребята свое кафе в школьном подвале. Изготовили на уроках труда столики, разрисовали стены. Теперь сюда и учителя приходят. В гости!
(Из газеты)
— Какие жанровые особенности у заметки?
3. Проверка домашнего задания.
(Учащиеся читают подготовленные дома заметки. Называют их особенности.)
IV. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
В основе заметки лежит, как правило, один какой-либо общественно значимый факт. Заметка воздействует на читателя самим фактическим материалом — его новизной, актуальностью, необычностью. Поэтому важно найти заслуживающий внимания факт и сообщить о нем лаконично, но ярко. В заметке материал излагается предельно сжато, в ней отражается суть события или явления, автор не останавливает внимание читателя на описаниях деталей, пейзажей, обстоятельств, а дает ясный ответ на вопрос: что, где, когда произошло? Очень важно удачно сформулировать заголовок, который должен быть кратким и интересным, оригинальным, передавать главную мысль заметки, сжато и понятно выразить суть дела.
По своему содержанию заметки делятся на несколько групп: заметка-информация, полемическая, критическая заметка.
— Чем отличается заметка информационного характера от критической заметки?
Заметка-информация рассказывает о каком-нибудь актуальном факте, не комментируя его.
Критической заметкой называется такой вид газетного жанра, в котором автор осуждает выявленные недостатки, указывает на виновников нарушения порядка, выносит на суд общественности, предлагает мероприятия по улучшению состояния дел, раскрывает причины негативных явлений (поэтому критические заметки называют еще заметками с выводами и предложениями).
V. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ЗАМЕТКИ
1. Ролевая ситуация.
Вы журналист. Представьте, что вы стали свидетелем какого-то случая на улице, вы не можете оставить это без внимания и решили написать заметку в местную газету.
• Составьте заметку на тему «Главное — всегда оставаться человеком».
2. Вопросы к учащимся.
1) Какой вид заметки вы выберете? Почему?
2) С чего нужно начать составление заметки?
3. Составление плана заметки.
Учащиеся составляют план будущей заметки.
План должен иметь:
1) Вступление. Тезис.
2) Основную часть. Факты, доказательства, аргументы.
3) Выводы.
4. Подбор заголовка заметки.
Учащиеся предлагают варианты заголовка. В нем может быть использован риторический вопрос.
Риторический вопрос не требует ответа: содержание его заключено в самом вопросе. Риторический вопрос употребляется как стилистическая фигура.
Вариант заголовка: «Человек — это звучит гордо?»
5. Памятка: как работать над заметкой.
1) Обдумать тему, которую вы выбрали для заметки.
2) Определить адресата и цель высказывания.
3) Сформулировать основную мысль (в виде риторического вопроса или повествовательного предложения).
4) Продумать композицию заметки (вступление — тезис; основная часть — аргументы, факты, доказательства; выводы).
5) Подбирать убедительные доказательства, например из жизни, из художественной литературы, использовать в работе над заметкой высказывания известных людей.
6) Обращать внимание на языковое оформление заметки.
7) Для связи аргументов с тезисом употреблять союзы потому что, несмотря на то что; вводные слова: во-первых, во-вторых, таким образом.
6. Написание заметки.
(Возможно написание заметок дома.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Дописать заметки в газету.
3. Из толкового словаря русского языка выписать значение слов «изъяснять», «изъяснительный».
4. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.