УРОК 20
Тема. Человек и знаки информации. Изготовление дорожных знаков
Цель: научить изготавливать дорожные знаки; развивать умения и навыки изготовления деталей по шаблону; закреплять навыки работы с бумагой и ножницами; дать сведения о возникновении дорожных знаков; способствовать закреплению навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
Оборудование: шаблоны, клей, цветная бумага, картон, ножницы, карандаши, кисточка, салфетки, иллюстрации с изображением дорожных знаков.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
1. Проверка готовности к уроку.
2. Поздравления.
3. Упорядочение рабочих мест.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем изготавливать дорожные знаки. Работа будет распределена между группами. Каждая группа будет работать над своей группой знаков.
Отгадайте загадки и назовите слова-отгадки, которые связаны с дорожным движением.
1) Среди домов, деревьев, луж
Вьется лента, словно уж.
Не пресмыкается, не идет,
А всех куда-то ведет. (Тропа)
2) Этот треугольный коврик -
На дороге островок,
Пешехода защищает.
Название кто его угадает? (Островок безопасности)
3) Где поток машин сплошной -
Переходит нецелесообразно.
Відшукать человеку следует
Знак «Подземный... (переход»).
4) В реке утонул
По пояс как раз,
По спине моей всегда
Машины едут туда-сюда. (Мост)
5) Посередине - дорога,
По бокам - дома. (Улица)
6) От садика до мостика,
От колодца к колодцу,
От порога до порога
Везде нас ведет. (дорога).
7) Это глаза не человека,
Это глаза у машины. (Фара)
8) Там, где улица широкая
И машины в два потока,
Полоска их разделяет.
название полосочки кто знает? (Разделительная полоса)
9) Это животное не простая:
Без копыт и без хвоста,
Не гуляет, не бежит,
Посреди улицы лежит. (Зебра)
- Какое же главное слово получилось по вертикали?
В него на четыре стороны
Есть по три кругленьких глаза.
Светит желтым - стоим,
А зеленым - мы идем,
Как красным - подожди,
Транспорта не мешай. (Светофор)
2. Вступительная беседа.
- Люди давно стали заботиться о развитии дорог, создания удобств для движения конных обозов и пеших граждан. Для того, чтобы путешественник, прохожий не сбились с дороги, путь замечали - ставили знаки-указания.
Даже в Древнем Риме вдоль дорог ставили столбы с указаниями. За этими указаниями можно было узнать направление путей и определить расстояние.
Постепенно начали устанавливать столбы с названиями уездов, городов, обозначениями опасных участков дороги.
С каждым годом дороги становились все более людными, поэтому возникла необходимость систематизировать обозначения на столбах для того, чтобы обеспечить безопасность движения.
В 1812 году было введено правостороннее движение, требования к техническому состоянию экипажей, номерные знаки.
- Кто знает, сколько всего существует дорожных знаков? (130)
Они регулируют движение. Эти знаки бывают разной формы и разного цвета. (Продемонстрировать иллюстрации.)
Предупредительные знаки - треугольник и красной полосой по краям («Осторожно, дети!»).
Знаки запрета - круг с красной полосой по краям или сплошной красный круг («Движение запрещено»).
Знаки предписания - круг голубого цвета («Пешеходная дорожка»). Информационно-указательные - квадрат (прямоугольник) голубого цвета. Свидетельствует о место остановки, направление движения.
Знаки сервиса - прямоугольник голубого цвета. Эти знаки подсказывают, где находится больница, столовая, гостиница.
III. Физкультминутка
А теперь все дружно встали:
Будем делать упражнения.
Руки - вверх, руки - вниз,
И легонько прогнись.
Покрутились, повертілись,
На минутку остановились.
Попрыгали, попрыгали,
Раз - присели, второй - встали.
Все за парты сели,
Работать вновь начали.
IV. Демонстрация и анализ образца
1. Инструктаж по технике безопасности.
- Как правильно держать ножницы?
- Как правильно их передавать соседу?
- Как хранить ножницы?
2. Инструктаж учителя.
• Из полоски бумаги прямоугольной формы изготовьте трубку. С одной стороны трубки сделайте надрезы для закрепления стойки на подставке.
• Из картона изготовьте подставку.
• С помощью шаблонов сделайте основы дорожных знаков прямоугольной или треугольной формы. Оформите аппликацией.
• Прикрепите к подставке.
Дорожные знаки
Основа дорожных знаков
V. Практическая работа учащихся
Ученики работают в группах. Работа распределена между всеми членами группы. Учитель оказывает помощь при необходимости.
VИ. Выставка и оценивание работ
1. Анализ работ.
2. Оценивания.
VII. Итог работы
- На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
- Как необходимо правильно переходить улицу?
- Какие модели знаков мы делали сегодня?
- Какие знаки вы запомнили?