Урок 22. Роль воды в природе. Круговорот воды
Цель: расширить знания учащихся о воде, ее значение для всего живого, определить ее свойства, продолжить формировать у учащихся представление о круговороте воды в природе, умение наблюдать и делать выводы, навыки исследовательской работы, воспитывать внимательность, наблюдательность.
Оборудование: модель «Круговорот воды в природе», глобус, физическая карта мира, посуда (колба, три стакана), спиртовка, цветная бумага, соль, сахар, мел, песок, салфетка, лейка, термос с кубиками льда.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
♦ Назовите условия существования жизни на планете Земля.
♦ Представьте, что вы неожиданно попали на остров, на котором отсутствует населения. Что прежде всего ищут в такой ситуации? (Воду)
♦ Почему это так важно? Сколько человек может прожить без воды?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Если взглянуть на глобус физический, то нетрудно заметить, что среди цветов на нем преобладает голубой - это вода (3/4 поверхности земного шара приходится на воды океанов, морей, озер, рек). Вода есть везде: в составе живых существ, в воздухе, под землей. Гигантские накопления воды находятся на полюсах - Северном и Южном. Что же такое вода?
Какие она имеет свойства? Почему на планете вода не иссякает? Какое значение воды в природе и жизни человека? Ответы на эти вопросы вы получите сегодня на уроке.
IV. Изучение нового материала
1. Где в природе вы можем видеть воду? Где в быту?
Какие представления у вас вызывает слово «вода»? Нарисуйте в тетради схему «Паучок».
Систематизация полученных данных в виде таблицы.
Свойства |
Вода в природе |
Использование |
Жидкость, лед, пар |
Река, море, облака, дождь, Озеро, лед, океан |
Колодец, стирка,посуда, купание |
2. Практическая работа «Свойства воды»
Учитель проводит демонстрации, учащиеся наблюдают, делают выводы, воды.
Демонстрации 1. Подготовить несколько лент бумаги разного цвета (красного, желтого, белого, зеленого, синего). Сравнить цвет воды с цветом полосок бумаги.
Вывод. Вода не имеет цвета.
Демонстрации 2. Поставить любой предмет за стакан с водой или опустить предмет в воду.
Вывод. Вода прозрачная.
Демонстрации 3. В посуду разного размера и формы на дно положить шарик и налить воды. Изменилась форма шарика? Что произошло с водой?
Вывод. Вода принимает форму сосуда, в который налита. Вода текучая.
Демонстрация 4. Какие вкусы вам известны? (Сладкий, соленый, горький, кислый). Попробуйте на вкус воду (обычную кипяченую, минеральную, родниковую, дистиллированную). Какой он?
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Демонстрация 5. Приготовить три стакана с водой. В одну положить ложку соли, во вторую - сахара, в третью - мел. Тщательно перемешать воду в стаканах. Что произошло в каждом стакане? Соли и сахара в стаканах не видно. Что с ними произошло?
Вывод. Вода - растворитель. В третий стакане вода помутнела. Можно ли ее очистить?
Демонстрации 6. Фильтрация воды.
Демонстрации 7. Кипения и парообразования. Во время нагрева воды до определенной температуры (100 °С) она испаряется.
Вывод. Молекулы воды поднимаются вверх и становятся газом в составе воздуха.
Демонстрации 8. Конденсация. Наполнить банку кубиками льда. Поставить ее в теплое место. Через несколько минут на внешней стороне банки образуются капли воды. Откуда они появились?
Вывод. В теплом воздухе содержится много молекул воды. Когда теплый воздух касается чего-то холодного, эти молекулы снова собираются в большие капли, которые мы и видим на посуде. Это явление называется конденсацией.
Демонстрации 9. Взять две одинаковые колбы, наполнить их одинаковым количеством воды (уровень воды наметить цветной лентой). Плотно закрыть колбы пробкой. Одну колбу опустить в горячую воду, другую - в холодную. Сравнить, как изменился уровень воды в колбах.
Вывод. Вода увеличивает объем при повышении температуры и уменьшается при понижении (до определенного уровня).
Демонстрации 10. Твердение воды. (Демонстрацию учитель готовит заранее.)
Вывод. Вода увеличивает объем при замерзании.
Результаты наблюдений фиксируются в виде таблицы.
Номер демонстрации |
Что наблюдали? |
Вывод |
|
|
|
3. Круговорот воды в природе
94 % объема воды в мире составляют соленые воды океанов, 6 % - это воды суши (реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота), из них только 2 % - пресные воды. Основная масса пресной воды на Земле накопленная за миллионы лет в ледниках. (Учитель демонстрирует на физической карте мира крупнейшие ледники: Антарктический панцирь толщиной до 4 км, Гренландский ледниковый покров, Арктику, горные ледники Северной Америки, Центральной Азии.)
Значительно меньше пресной воды в реках, почве, подземных водах, воздухе. Люди, животные, растения постоянно потребляют воду, реки относят ее в океан. То почему же она не исчерпывается? Общее количество воды на Земле является неизменной. Вода в природе постоянно переходит из одного состояния в другое, переносит большое количество химических веществ из почвы в растения, с суши в озера и океаны, из воздуха на землю. Вода находится в постоянном круговороте. «Візниця природы» - так назвал воду выдающийся ученый Леонардо да Винчи.
Работа с учебником (по схеме «Круговорот воды в природе»)
V. Закрепление новых знаний
1. Какие свойства имеет вода?
2. В каких состояниях находится вода в природе?
3. Что является причиной испарения воды с поверхности земли, водоемов, растений?
4. Что представляет собой круговорот воды в природе?
5. Какое значение имеет вода для живых организмов?
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
Проработать текст учебника.