|
III. Работа с опережающим домашним заданием Задачи. Докажите, что произведение а3 и а2 равен а5. @ Учащиеся используют алгоритм доказывания (см. приложение и рассуждения, которые были использованы во время выполнения опережающего домашнего задания). Приложение Алгоритм доведения 1. Учреждения и сформулируй проблему, которую надо доказать. 2. Дай определение понятиям, с помощью которых будет осуществляться доведение. 3. Подбери достаточно основательные аргументы. 4. Определи способ и логику доказательства. 5. Сделай вывод. Аргументы (основания) - суждения, истинность которых проверена и доказана практикой. Главной характеристикой является истинность, то есть соответствие действительности. @ Понятно, что выполнение этой работы будет легким для учеников, потому что в опережающем задании есть намек на те действия, предусмотренные алгоритмом. Поэтому по выполнении этого задания не возникает сомнения в том, что a3 · a2 = a5. Сравните левую и правую часть равенства. Сформулируйте гипотезу.
IV. Усвоение знаний. Проблемная ситуация Задача 1. Доказать, что а5 · а8 = а13; а · а12 = а13. Задание 2. Доказать, что а13 · а27 = а40. Задача 3. Как представить в виде степени произведение а135 · а247 ? 1) Осознаем суть всех заданий: по аналогии с решенными ранее пытаемся доказать, что произведение двух степеней с одним основанием является степенью с той же основой, а показатель - сумма показателей множителей. 2) Выбираем способ доведения (по аналогии с опережающим домашним заданием), но, чтобы «обобщить» запись, заменяем числовые показатели буквами и формулируем утверждение, что является основой для решения задач 1-3. Докажите, что аn · аm = аn+m, если а - любое число; m и n - натуральные числа. Докажите (по аналогии с алгоритмом и доведенного равенством а3 · а2 = а5) может провести учитель или предложить выполнить учащимся. Запись в тетрадях может иметь такой вид:
V. Применение знаний, умений и навыков @ Задание на закрепление понимания учащимися основного свойства степени (аm · аn = аm+n) предусматривают: 1) закрепление терминологии; 2) усвоение умений преобразовывать произведение степеней с одинаковым основанием в степень; 3) усвоение умений преобразовывать степень на произведение степеней с одним основанием; 4) повторение изученных свойств степеней с четными и нечетными показателями. Поэтому система заданий, что поможет учителю и учащимся достичь определенной цели, может быть такой:
Выполнение устных упражнений 1. Из произведений выражений можно представить в виде степени с использованием основного свойства степени: а3 · а5; а3 · b5; а3 · а2 · а7; (а + b)2(а + b)3; 3m ·3n; 32 · 92; m3 · n3? Почему? 2. Представьте выражение в виде степени: х5 · х7; 5 · 52; а · а3; у4 · у6 · в; 102 ·10 · 103; с · с · с3; z · z5; 74 · 49; (-6) · (-6)3 · (-6); a2n · an. 3. Какое выражение надо поставить вместо *, чтобы равенство а2 · а* = а6 была правильной? Почему? Выполнение письменных упражнений 1. Представьте в виде степени произведение: 1) m5 · m3; 2) х · х6; 3) а4 · а4; 4) 54 · 54; 5) у3 · в8 · у5; 6) с7 · с · с2; 7) (m - n)8(m - n)3; 8) (u + v)3·(u + v); 9) (a - b)(a - b)(a - b)2; 10) х2п · х2n-2; 11) хn · х5. 2. Замените * на степень так, чтобы равенство стало верным: 1) a8 · * = a13; 2) a11 · * · a = a16. 3. Найдите значение переменной, при котором будет верным равенство: 1) 45 · 43 = 45+х; 2) 23 · 22 = 21+x; 3) 2n · 25 = 27; 4) 34 · 3n = 37; 5) 75 · 7x = 72х-1; 6) 75 · 7x = 715-2х. 4*. Упростите выражение: 1) а10 · а12 ·(-а5); 2) х · (-х) · (-х6); 3) вn · в8 · у2; 4) bn · bn · b3. 5*. Представьте в виде произведения двух множителей, один из которых а5, такие выражения: 1) a10; 2) a6; 3) -a40. 6*. Представьте в виде степени выражение: 1) 25 · 8; 2) 4 · 8; 3) 7n · 49; 4) 27 · 3n. @ Перед выполнением сравним условия упражнения № 6 с развязанными предварительно и найдем различие (множители если и есть степенями, то с разными основами), следовательно, опираясь на № 3 представленных упражнений, заменяем множитель(ы) степенями с одинаковыми основами и используем основное свойство степени. 7. Логическое упражнение. Найдите пропущенные записи:
V. Итоги урока. Рефлексия На отдельных карточках записаны этапы использования основного свойства степени для упрощения выражений; карты предлагаются ученикам в хаотичном порядке, например:
Ученикам предлагается установить правильный порядок действий при поиске ответов на вопросы: Как найти произведение степеней с одним основанием?
VI. Домашнее задание № 1. Представьте в виде степени произведение: 1) а9 · а2; 2) а · а7; 3) b3 · b3; 4) 711 · 73; 5) m4 · m5 · mn; 6) c19 · с · сn; 7) (a+b)(a+b)7; 8) n9 · n4 ·nk+1 ·n. № 2. Замените * степени с основанием а, чтобы образовалась правильная равенство: 1) а11 · * = a13; 2) a3 · * · a = a25. № 3. Представьте в виде степени: 1) 58 · 25; 2) 312 · 27; 3) 29 · 16. № 4. Опережающее домашнее задание. Какие правильные равенства можно записать из того, что a · b = c? (Как найти множитель а; множитель b?) Какие равенства, соответственно, вытекают из того, что а3 · а2 = а5 (при условии, что а≠0)? Как прочитать эти равенства словам?
|
|