УРОК 22
Тема. Решение простейших тригонометрических уравнений. Уравнения tg t = a.
Цель урока: зсвоєння учащимися вывода и применения формул для нахождения корней уравнения tg t = a (ctg t = а).
Оборудование: Таблица «Уравнения tg t = а и ctg t = a».
И. Проверка домашнего задания
1. Проверить наличие домашних заданий в тетрадях учащихся. Сверить решение № 1 (8; 18) по записям на доске.
Математический диктант
Запишите решения уравнений:
1) sin x = 0; 2) sin x = 1; 3) sin x = -1; 4) sin2x = 0; 5)sin x =
; 6) sin x = -
; 7) cos x = 0; 8) cos x = 1; 9) cos x = -1; 10) cos
= 1; 11) cos x =
; 12) cos x =-
.
Ответ: 1) πn, n
Z; 2)
+2πn, n
Z; 3) -
+2πn, n
Z; 4)
, n
Z; 5) (-1)n+1
+ πn, n
Z; 6) (-1)n+1
+ πn, n
Z;
7)
+ πn, n
Z; 8) 2πn, n
Z; 9) n + 2πn, n
Z; 10) 4πn, n
Z; 11) ±
+ 2πn, n
Z; 12) ±
+ 2πn, n
Z.
II. Сообщение темы урока
III. Восприятия и осознания материала о решения уравнения tg t = a (ctg t = a)
Демонстрируется таблица 10.
Таблица 10

Объяснение учителя
Решения уравнения tg t = а удобно проиллюстрировать с помощью линии тангенсов (рис. 124). tg t - это ордината точки пересечения прямой ОРt с линией тангенсов. Отложим на оси тангенсов число а, через эту точку и начало координат проведем прямую, которая пересечет единичный круг в двух точках
и
, тогда
t = arctg a + πn, n
Z (1)
Следовательно, уравнение tg t = а при любом значении а имеет решение.
Уравнения ctg t = а, где а ≠ 0 равносильно уравнению tg t =
.
Однако можно доказать, что решение уравнения ctg t = а можно записать в виде:
t = arcctg a + πп, n
Z (2)

Рассмотрим примеры.
Пример 1. Решите уравнение tg x =
.
Решение
По формуле (1) находим х = arctg
+ πn, n
Z.
Поскольку arctg
=
, то имеем: х =
+ πn, n
Z.
Ответ:
+ πn, n
Z.
Пример 2. Решите уравнение tg х = 2.
Решение
По формуле (1) имеем: х = arctg 2 + πn, n
Z. Значение arctg 2 можно найти с помощью микрокалькулятора arctg2
1,1, тогда х
1,1 + πn, n
Z.
Ответ: arctg 2 + πn
1,1 + πn, n
Z.
Пример 3. Решите уравнение ctg x -
= 0.
Решение
ctg х -
= 0; ctg х =
; tg х =
, x = arctg
+ πn =
+ πn, n
Z.
Ответ:
+ πn, n
Z.
IV. Осмысление изученного материала
Выполнение упражнений_____________________________
Решите уравнение.
1. a) tg x +
= 0; б) ctg x + 1 = 0; в)
tg x - 1 = 0; г)
ctg x - 1= 0.
Ответ: а) -
+ πn, n
Z; б)
+ πn, n
Z; в)
+ πn, n
Z; г)
+ πn, n
Z.
2. а)
; б)
.
Ответ: а) 3 πn, n
Z ; б) n + 2 πn, n
Z.
3. a) 3tg2 x + 2 tg x - 1 = 0;
б) 2ctg2 x + 3ctg x - 2 = 0;
в) tg x - 2ctg x + 1 = 0;
г)
tg2 x - 3tg x = 0.
Ответ: а) -
+ πn и arctg
+ πn, n
Z;
б) arctg 2 + πn и-arctg
+ πn, n
Z;
в)
+ πn и-arctg 2 + πn, n
Z;
г) πn и
+ πn, n
Z.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Раздел II § 2 (3). Вопросы и задания для повторения раздела II № 13-15. Упражнение№ 1 (4; 11; 12; 15; 16).