Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 3 КЛАСС
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

Урок 22. СЮЖЕТНОЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ

Вступление

Мы уже познакомились с исполнительским, жанровым, ладовим, динамическим, тембровым, темповим и интонационно-мелодическим приемами развития музыки. Сегодня к ним добавится еще и сюжетный прием развития музыки А поможет нам отрывок из оперы „Запорожец за Дунаем” выдающегося украинского композитора Семена Степановича Гулака-Артемовского.

Сведения о С. Гулака-Артемовского

В начале своей творческой деятельности Семен Степанович Гулак-Артемовский был известен как прекрасный певец. Именно через пение состоялось его знакомство с великим русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Он был поражен певческим талантом и в будущем коренным образом изменил жизнь Гулака-Артемовского.

Славу композитора Гулака-Артемовского принесла опера «Запорожец за Дунаем». Хорошо зная законы театральной сцены, он смог создать цельный художественно завершенное произведение. Сюжет оперы связан с историей. События происходят на турецкой территории, за Днепром, где после разрушения Запорожской Сечи оказалась значительная часть запорожских казаков.

Слушания. С. Гулак-Артемовский. Опера „Запорожец за Дунаем”. Дуэт Карася и Одарки.
Одними из главных персонажей оперы «Запорожец за Дунаем» является Иван Карась и его жена Дарья. В начале произведения между ними происходит разговор.
При слушании обратите внимание, как развивается музыкальный диалог.
Прослідкуймо, какой характер имеют интонации Карася и интонации Одарки.

Диалог - это разговор между двумя или несколькими людьми.

Анализ прослушанного произведения
Дуэт Карася и Одарки из оперы Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» является примером сюжетного развития музыки, что идет от словесного текста. Он имеет комедийный характер.

Храбрый казак Карась смущается перед назойливой атакой своей женщины, которая крайне возбуждена и сердитая. Он не знает, что ответить, и наспех придумывает причину своего отсутствия. Музыкальный диалог развивается следующим образом: активные, требовательные, гневные интонации Одарки переходят до слез и причитаний, а интонации Карася являются неуверенными, запобігливими, простодушно-хитруватими; он пытается оправдаться перед женой.

 

Итоги урока
В цепочки приемов развития музыки сегодня мы добавили сюжетное развитие, а его воплощение увидели на примере отрывка из оперы Гулака-Артемовского „Запорожец за Дунаем”.