Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 3 КЛАСС
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

Урок 21. РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗА

Вступление
Сегодня мы будем продолжать анализировать музыкальные произведения, в которых композитор использует разнообразные приемы развития музыки для создания яркого музыкального образа.

Сравним музыку и живопись. Художник, например, может изобразить человека, который смеется или плачет, на разных картинах, однако на одной развитие чувства от печали до радости передать невозможно. Музыка же может воспроизвести движение от быстрого к медленному и наоборот, от спокойного до взволнованного; может передать переход от тишины к шуму, ощущение отдаления и приближения.

Слушание и анализ музыки. Пьеса Е. Грига
Развитие музыки характерен и для следующего музыкального произведения.
Послушайте его и попробуйте в воображении нарисовать то, что композитор хотел передать звуками.

Прозвучало произведение норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля».
О чем же в нем говорится?
Какие события происходят в этой пещере?

Рассказ о пьесе Е. Грига „В пещере горного короля”
Эдвард Григ жил в городке Трольхаугені. Это название означает «холм троллей».

Эльфы, гномы, тролли являются персонажами норвежских народных сказок. Именно их образы воплощены в пьесе. Все они живут в горах. Их король сидит на троне в пещере, а вокруг него развлекаются фантастические существа.

 

Композитор создал яркую картину стремительного танца сказочных персонажей. В основе произведения - одна тема. Ее характер постоянно меняется: от настороженного до взволнованного, возбужденного.

Изначально тема звучит в низком регистре, настороженно и таинственно. Постепенно повышается мелодия, усиливается звучность, ускоряется темп, который в конце пьесы становится стремительным. Кажется, будто сказочные жители закружились в стремительном вихре. Вдруг все прерывается резкими аккордами. Еще дважды мелодия стремится восстановить свой неудержимый бег, однако настойчивые аккорды (как властные жесты пещерного повелителя) останавливают дикий танец.

 

Приемы развития музыки.

Задача

Прослушайте это произведение еще раз и попробуйте распознать интонации марша, в котором повторяется одна и та же мелодия, однако характер ее меняется благодаря использованию композитором разнообразных приемов развития музыки:

- динамический прием (изменение звучности);
- жанровый прием (от вкрадчивой поступи до фантастического танца);
- темповий прием (от медленного к ускоренно-стремительного);
- тембровый прием (от низкого, густого тембра высокий, пронзительно-напряженного);
- интонационно-мелодический прием (изменение характера темы от настороженного до взволнованного).

Повторное слушание с плесканием в ладони. Е. Григ. «В пещере горного короля»

Осмысленному восприятию приемов развития музыки, использованных Эдвардом Григом, будет способствовать сопровождение пьесы легким шумом в ладоши: равными долями в характере музыки, от piano к forte.

Пьеса Эдварда Грига «В пещере горного короля» является примером того, как композитор может использовать разнообразные приемы развития музыки для создания яркого музыкального образа.

Определение и анализ музыкального произведения
Рассмотрите произведение несколько иного характера.
Послушайте мелодию, которая поможет вам определить его.

Это любимая украинская народная песня «Грицю, Грицю, до роботи». В этой песне с помощью разнообразных приемов развития музыки создана шуточная музыкальная картинка, в которой высмеиваются действия ленивой человека. Сегодня мы продолжим разучивание этого произведения.

Продолжение разучивания песни «Грицю, Грицю, до роботи»

Караоке. Песня «Грицю, Грицю, до роботи»
Выполните украинскую народную песню «Грицю, Грицю, до роботи» с сопровождением.
Обратите внимание на исполнительский развитие.
Чтобы раскрыть художественно-образное содержание песни, каждый куплет выполняйте в соответствующем темпе и с нужными динамическими оттенками.
1. «Грицю, Грицю, до роботи!» -
В Грица порванные сапоги.
«Грицю, Грицю, до телят!» -
В Грица ножки болят.
2. «Грицю, Грицю, молотить!» -
Гриша болен делать.
«Грицю, Грицю, врубай дров!» -
А Гриша что-то нездоров.
3. «Грицю, Грицю, делай хлеб!» -
«Кхе, кхе! Что-то охрип».
«Грицю, Грицю, иди кушать!»
«Ой, подождите! Где бы сесть?»

Итоги урока

Сегодня на примерах нескольких музыкальных произведений мы убедились, что композитор может использовать разнообразные приемы развития музыки для создания ярких музыкальных образов, ... которые, кстати, очень часто являются весьма поучительными.