ТЕМА III. «ОБЩАЕМСЯ С ОТКРЫТЫМИ СЕРДЦАМИ»
УРОК 22 Почему у каждого человека своя дорога к храму.
Тема. Почему у каждого человека своя дорога к храму.
Цель: познакомить учащихся с нравственными основами мировых религий, понятием «конфессии», с тем, как быть толерантным к представителям других конфессий; определить с учащимися правила поведения в храме.
Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; ученическую тетрадь; аудиозаписи произведений Ф. Шуберта «Аве Мария» и И. С. Баха «Токката ре минор»; слайды с изображением различных культовых сооружений, церквей Украины.
Эпиграф: «Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя.
Эта черта свойственна маленьким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы способны на многое» (Г. Твен).
Высказывания: «Тот, кто ни во что не верит, всего боится» (Б. Шоу.)
«Вера - это радужный мост между небом и землей, всем на отраду; но каждый из путников видит тот мост по-разному, в зависимости от места, где находится» (И. Гете, немецкий писатель).
Ключевые понятия: мировые религии; атеизм; конфессии; 10 заповедей.
Тип урока: интегрированный.
Структура урока
I. Вступительная часть.
1. Поздравления.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
II. Основная часть.
1. Каковы моральные принципы мировых религий.
2. Что такое конфессии? Как быть толерантным к представителям других конфессий.
3. Как вести себя в храме.
III. Заключительная часть.
Выводы.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Поздравления.
Учитель. Здравствуйте, дети. Тема прошлого занятия была такая: «Почему мы стремимся к вере». В ходе урока мы рассмотрели понятие «духовность» и «религиозный». Объясните эти понятия. (Объяснения детей.)
Или может быть человек духовным, но не религиозным? Или может быть человек религиозным, но бездуховной? Объясните высказывание Бернарда Шоу: «Тот, кто ни во что не верит, всего боится». Согласны ли вы с ним? (Ответы детей.)
2. Актуализация опорных знаний.
• Что такое «общечеловеческие ценности»; «толерантность»; «нетерпимость»; «уважение»; «человечность»; «сочувствие»? (Дети дают определения понятий.)
• Какие моральные ценности лежат в основе 10 заповедей? Назовите эти заповеди. (Дети называют.)
Проверка письменного домашнего задания по теме
«Почему мы стремимся к вере».
1-2. Дай положительный или отрицательный ответ.
Нуждается ли вера доказательств? (Вариант Б. Нет.)
Есть религиозные вероучения источником нравственного опыта? (Вариант А. Так.)
3-4. Впиши в клеточки понятия, о которых идет речь.
Проявление духовной жизни, связанный со служением Богу. (Религия.)
Отрицание существования Бога, безбожие. (Атеизм.)
5-6. О какой вере идет речь в высказывании американского писателя 19 - начала 20 вв. Марка Твена: «Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна ничтожным людям. Большие же люди, наоборот, вселяют в вас веры, что и вы способны на многое». (Вариант В. Вера в себя.)
7-8. Приведи несколько примеров религиозных чувств. (Любовь к Богу; смирение; покаяние; благоговение; сочувствие.)
9-10. Со словом «вера» в русском языке сочетается свыше 60 прилагательных. Наведи 5-7 примеров.
Вера, (безграничная, преданная, искренняя, чистая, слепая, бескорыстная, непоколебимая, твердая, сознательная, сильная).
11-12. Обоснуй или спростуй мнению английского писателя 20 века. Бернарда Шоу: «Тот, кто ни во что не верит, всего боится».
(Индивидуальная ответ ученика.)
3. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Рассмотрите иллюстрации на странице 125 учебника. Это - храмы разных религий. Что вы знаете о них? Какие храмы есть в вашем городе, поселке?
Прочитайте на странице 132 учебника очерк и подумайте над вопросами. Какие украинские церкви мы чтим как национальные святыни? (Ответы детей.)
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
Учитель. Тема нашего урока - «Почему у каждого человека своя дорога к храму». Сегодня мы познакомимся с моральными принципами мировых религий, понятием «конфессии»; с тем, как быть толерантным к представителям других конфессий; поговорим о правилах поведения в храме.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Каковы моральные принципы мировых религий.
Работа с учебником.
На страницах 127-128 прочитайте текст «Каковы моральные основы мировых религий». Составьте план к нему, а затем по этому плану переведете текст.
План
1. На протяжении истории люди исповедовали разные вероучения.
2. Языческая религия восточных славян.
3. Христианство, буддизм, ислам - мировые религии.
4. Национальные религии (индуизм, конфуцианство, иудаизм).
5. Общие моральные принципы мировых религий.
Выполните задание 2 на страницах 128-129. Или близкие высказывания по содержанию? О чем это говорит? (Дети отвечают.)
Учитель. Конституция Украины дает право каждому гражданину исповедовать любую религию или быть атеистом. Такие нормы определяются как свобода совести.
Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.
Атеизм - отрицание существования Бога, отказ от религиозных верований.
2. Что такое конфессии? Как быть толерантным к представителям других конфессий.
Учитель. Что такое конфессии? Как быть толерантным к представителям других конфессий? (Ответы учащихся.)
В Украине можно увидеть различные церковные сооружения. Несмотря на то, что традиционной религией является православное христианство, представителей различных вероисповеданий можно встретить всюду.
Конфессии - различные религиозные течения (вероучения).
Сегодня в Украине существуют 657 религиозных конфессий, 86 учебных заведений, 192 монастыре, 5642 воскресные школы.
Христианство в 1054 году распалось на два течения: римское (католическое), и константинопольское (православное).
На предыдущем уроке мы говорили о внутренний вид собора Святой Софии (православного храма). Киевская Русь имела примеры других православных сооружений: Десятинная церковь, Михайловский Златоверхий собор в Киеве (известная мозаика «Дмитрий Солунский»), Пятницкая церковь
и Борисо-Глибский собор в Чернигове. Все они имеют баню (которая символизирует небо) или бане; в бане - крест. А если посмотреть план православной церкви, в основе его - крест. (Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта.)
После распада Киевской Руси на ее территорию начали нападения Литва, Польша, Венгрия, верой которых был католицизм. Католическая вера тоже принадлежит к христианской, но во многом отличается от православной. Даже храмы не такие, они не имеют купола, в плане - базилики (они прямоугольные); на службе прихожане сидят (в отличие от православных); звучит орган (в православной церкви хор поет а капелла); существует еще целый ряд отличий. Известной сооружением среди католических храмов является Собор Парижской Богоматери. Это готическое сооружение. (Учитель показывает слайды под музыку Баха «Токката и фуга ре минор».)
В ХУ веке на землях южной Украины и в Крыму было создано Крымское ханство, верой которого был ислам. (Мечеть Купола Скалы.)
В 1596 году в Бресте была подписана Брестская уния, согласно которой право на существование получила греко-католическая (униатская) церковь. Сейчас греко-католические церкви существуют на территории Западной Украины, на тех землях, которые входили в Австро-Венгерской империи.
• Прочитайте на страницах 129-130 текст «Что такое религиозные конфессии.
Как быть толерантным к представителям другой конфессии».
• Как нужно относиться к людям, которые исповедуют другую веру? (Толерантно.)
Работа в парах.
Сформулируйте три правила толерантного отношения к представителям другой конфессии. (Дети записывают и читают.)
Информация для учителя.
Караимская кенаса. Караимы - это наследники монголо-татар, которые исповедуют иудаизм, но признают только священное писание - Ветхий Завет, полностью отвергая Талмуд.
В середине 1850-х годов в составе многонационального населения Киева появились первые представители крымских караимов. А в Крыму, как считают, они пришли в 30-х годах XIII века после завоевания монголами, если не одновременно с ними. В 1795 г. законодательство Российской империи установило различие между караимами и евреями и выделил их в самостоятельную народность, освободив при этом от дискриминационного двукратного налогообложения.
Проект караимской кенасы разработал архитектор Владислав Городецкий, уже построил в Киеве несколько интересных зданий и завоевывает все большую популярность своими работами.
Хоральная синагога Лазаря Бродского. Синагога - после разрушения Иерусалимского храма - основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом совместного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного богослужения.
Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет ее микдаш меат» - «малое святилище».
Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращен к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, где хранится Тора), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.
Торжественное открытие хоральной синагоги в Киеве состоялось в день 55-летия ее основателя Лазаря Бродского. Бродский и его трое братьев щедро жертвовали деньги на поддержку и развитие еврейской и русской культуры, на благотворительные дела. Проект Лазарь Бродский заказал знаменитому архитектору и инженеру Георгию Шлейфер, который по праву признавался в конце XIX века «дирижером строительного бизнеса в Киеве». Сегодня синагога Бродского не только «дом молитвы». Это еще и общественный центр, который реализует множество благотворительных и образовательных программ.
Лютеранская кирха. Лютеранство - протестантское течение в христианстве. Возникло в результате движения реформации в Германии в XVI веке.
Основные принципы вероучения лютеранской церкви сформировались в ходе борьбы.
Суть лютеранина изложена в Книге согласия. Лютеране относят себя к теїстів-тринитариев и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, которого распяли на кресте, сошел в ад, воскрес и вознесся на небо, чтобы в конце земного времени прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Лютеране признают два таинства: крещение и причастие. С помощью крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере.
Кирха или кирка - германізм, обычно используется для обозначения лютеранских обрядовых сооружений. Оригинальное немецкое значение - церковь.
Буддийская ступа. Буддийские ступы являются первыми культовыми памятниками буддизма. Ограждения ступ, ворота, а впоследствии и фундамент украшались рельефами на буддийские сюжеты. Изучение истории возникновения и развития ступ в Древней Индии дает картину становления буддийской архитектуры и скульптуры.
3. Как вести себя в храме.
Учитель. А сейчас следует поговорить о правилах поведения в церкви. Прочитайте текст в задании 4 (с.130-131) и на его основе сформулируйте 10-14 правил поведения в церкви.
III заключительная часть.
выводы.
• Какие религии мы называем мировыми и почему?
• О какие конфессии вы сегодня узнали на уроке?
Учитель. На территории каждого государства живут люди с разными религиозными взглядами. Нужно толерантно относиться к представителям всех религиозных конфессий.
IV. домашнее задание.
Прочитать параграф (с. 127-133). Выучить определения основных понятий и правила поведения в церкви.
Выписать в тетрадь этикетные высказывания (с. 131), запомнить их значение.
Выполнить в рабочей тетради задания по теме «Почему у каждого человека своя дорога к храму».