Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

ТЕМА III. «ОБЩАЕМСЯ С ОТКРЫТЫМИ СЕРДЦАМИ»

 

УРОК 21 Почему мы стремимся к вере.

 

Тема. Почему мы стремимся к вере.

Цель: научить учащихся различать понятия «духовность» и «религиозность»; поговорить об истории возникновения религии; о том, что означает «верить»; воспитывать толерантное отношение и уважение к религиозным чувствам.

Оборудование: учебник этики для 6 класса; рабочая тетрадь; ученическую тетрадь; аудиозапись произведения С. Рахманинова «Семь хоров»; слайды или картинки с изображением собора Святой Софии в Киеве.

Эпиграф: «Моя религия - это любовь ко всему живому» (арабская мудрость).

Высказывания: «Я желала бы принадлежать к религии, которая бы не давала бы людям ненавидеть друг друга» (Ж. Санд).

«Величие души должно быть свойством всех людей» (Сенека).

«Душа человека развивается до самой смерти» (Гиппократ).

«Всякая душа измеряется огромностью своего стремления» (Г. Флобер).

Ключевые понятия: духовность, религиозный.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Что такое духовность и религиозность.

2. Что означает верить.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети. На прошлом уроке мы говорили о милосердии. (Милосердие - желание помочь каждому, кто нуждается в помощи, без выгоды от этого.) В чем оно проявляется? (В добрых поступках, милосердных делах, сострадании, помощи другим.)

В буддизме есть учение о праведные поступки. Первое правило призывает смирять гнев, а высшей добродетелью считается соболезнования. Вкус сочувствие, считают приверженцы этого вероучения, - это краеугольный камень, что отделяет добро от зла. Вы должны были прочитать на страницах 116-117 учебника буддийскую притчу «Горчичное зернышко». Что нашла женщина? (Она нашла в себе сострадание и милосердие. На фоне этих общечеловеческих ценностей она не замечала того, что ее жизнь тяжела. Она помогала людям, которым тяжелее, чем ей.)

2. Актуализация опорных знаний.

На предыдущих уроках мы говорили об общечеловеческих ценностях.

• Что это за ценности? (Добро, справедливость, гуманизм, милосердие, любовь, дружба.)

• На каких качествах человека основано милосердия? (На сочувствии, внимании, доброжелательности, человечности, чуткости.)

• Что такое сочувствие? (Чуткое отношение к чьим горя, неудач, проблем.)

• Что мы подразумеваем, когда говорим «человечность»? (Искреннее, доброжелательное отношение к людям; внимание к потребностям человека.)

• Что такое чуткость? (Внимательное отношение к людям.)

• Кто такой альтруист? (Тот, кто бескорыстно заботится о других, готов ради этого отречься от своих интересов.)

• Кто такой эгоист? (Тот, кто прежде всего проявляет заботу о своих интересах, пренебрегая интересами других.)

• Назовите десять библейских заповедей.

Проверка письменного домашнего задания по теме «В чем проявляется милосердие».

1-2. Или соглашаешься с утверждениями?

Милосердие относится к общечеловеческим ценностям. (Вариант А. Так.)

Чтобы проявлений эгоизма поубавилось, надо требовательнее относиться к другим. (Вариант Б. Нет.)

3-4. Слоги морали установки, в которых речь идет о милосердные поступки, что является обязанностью каждого человека. (Больного проведать; голодного накормить; жаждущего напоить.)

5. Впиши в клеточки понятие, о котором идет речь.

Отношение к людям, сжатым воплощением которого является установка: «Жить для других». (Альтруизм.)

6. Дополни утверждения.

Эгоистом называют человека, который... (пренебрегает интересами других ради собственных).

7-8. Подбери 5-7 признаков, присущих милосердной человеку.

Милосердная человек. (добрая, сострадательная, вежливый, бескорыстный).

9-10. Прокомментируй ситуацию с представленными вопросами.

Почему Кукушка избегала птичьего общества? (Она была высокомерной, хотя и говорила, что хочет быть свободной.)

Считаешь ли ты Кукушку эгоисткой? Почему? (Так. Она жила только для себя, не уважала других, считала себя лучшей.)

Сформулируй наставление по представленным началом: «Кто думает только о себе, то.»

(Индивидуальная ответ ученика.)

11-12. Склады небольшое сочинение-размышление по английским пословицам «Милосердие начинается у себя дома».

(Индивидуальная ответ ученика.)

3. Мотивация учебной деятельности.

У ч и т е л ь. Перед вами картина Тициана «Мария Магдалина» (1560 г.). Кто такая Мария Магдалина? Это - одна из самых преданных последовательниц Христа. Она была первой, кто сообщил о его воскресении. На протяжении веков Мария Магдалина является символом истинной веры. Считаете ли вы этот образ на картине одухотворенным, вдохновленным? (Дети отвечают.)

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Тема урока сегодня - «Почему мы стремимся к вере». Мы будем учиться различать понятия «духовность» и «религиозность»; поговорим об истории возникновения религии; выясним, что означает слово «верить»; учитимемося воспитывать в себе толерантное отношение и уважение к религиозным чувствам.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Что такое духовность и религиозность.

Учитель. На уроках этики мы уже не раз говорили с вами о внутреннем мире человека, наполнение которого зависит только от нас. Вспомните такие понятия, как дух, душа.

Прочитайте высказывание на доске, попробуйте объяснить его. (Объяснения детей.) С духовным миром связано и понятие «духовность».

Духовность - способность человека иметь развитые духовные потребности: эстетические, интеллектуальные, моральные и т.д., способность к самосовершенствованию.

Наш духовный мир - это наши мысли, чувства, ожидания, наше стремление достичь идеала, стать лучшими. Духовность делает человека интереснее для других.

В вашем учебнике на странице 121 рассказывается о выдающегося украинского историка Николая Костомарова, который жил в Петербурге, но, по словам современника, очаровывал всех своей любовью к Украине, поскольку все в его жилище напоминало родной край (образ Ахтырской Богоматери, книги, портреты, родной язык).

Мы уже говорили о духовные потребности, духовную красоту человека. Что относится к духовным потребностям? (Эстетические потребности: музыка, живопись, театральное искусство; познавательные, моральные.)

Духовность - это, прежде всего, способность человека иметь духовные потребности. Не секрет, что не все люди имеют способность ценить искусство, знание, нравственность, жить в соответствии с общечеловеческими ценностями. Для многих людей духовная жизнь связана со служением Богу. Такое проявление духовности называют религиозностью.

Работа с учебником.

Прочитайте на страницах 120-121 текст «Что такое духовность и религиозность».

Религиозный - 1. Который верит в Бога и старательно выполняет религиозные обряды. 2. Основан на религии.

Звучат «Семь хоров» С. Рахманинова.

Учитель. В основе религиозности лежит вера в Бога. Религиозные представления возникли у человека очень давно. Человек боялся явлений природы, не могла их объяснить. Она боялась грома и молнии; засухи и наводнения. Поэтому и решила, что все зависит от каких-то неизвестных, но очень могущественных сил природы - богов. Мы уже говорили о анимизм - вера в духов и души; тотемизм; фетишизм; магию. Позже человек начал верить в богов. Их было много. Вспомните богов Древнего Египта или Греции. (Зевс, Гея, Посейдон, Аид.)

В первобытном обществе восточных славян существовало много богов, главным был бог грома и молнии Перун. Кроме того, существовали и другие: бог неба - Сварог, бог солнца - Даждьбог, бог-светило - Хорст, бог животноводства - Велес, бог ветров Стрибог, богиня женского начала природы и женской работы - Мокошь, покровительница дома - Лада, бог любви - Лель, бог продолжения рода - Ярило, бог плодородия - Купало и др. Было и много других более мелких богов и духов: водяные, домовые, лешие, которым поклонялись и которых задабривали. Обряды выполняли жрецы, знахари, волхвы.

С образованием Киевской Руси для единства государства нужна была вера в единого бога. Такой религией стало христианство, принятое в 988 году как государственная религия. Сначала это было византийское христианство, а затем православие с 1054 года. Послы князя Владимира, побывав на службе в соборе Святой Софии в Константинополе, были в восторге от нее: «ослепительное богатство ритуала, который блестит золотом, серебром, драгоценными камнями и разноцветными мраморами. Если эти земные великолепии имеют такое великолепие, - пишет епископ Газький Порфирий, - какой же должна быть величие сокровищ небесных, уготованих для праведников».

Учитель. Храмы Киевской Руси - образец древнерусской архитектуры. Они одновременно были хранителями искусства, образования и науки. В соборах размещали библиотеки и летописные мастерской. Первая из известных библиотек была расположена в соборе Святой Софии в Киеве.

Интерьеры соборов украшались мозаиками, фресками.

Мозаика - способ изображения на плоскости с помощью смальты.

Примером такого изображения является Оранта из собора Святой Софии в Киеве. Этот собор также украшен фресками (росписью по сырой штукатурке). Примером является изображение семьи Ярослава Мудрого.

Икона - живописное, мозаичное или рельефное изображение Бога или святых, библейских сюжетов.

Чаще всего иконы писали на деревянных дощечках. Каждый цвет в иконе имел символическое значение: красный символизировал земную жизнь, синий и зеленый - небесный дух, золотой - свет. Посмотрите внимательно на иконы в учебнике (страница 123). На ней вы видите икону Андрея Рублева «Святая Троица», написанную около 1420 года, и икону «Покрова Пресвятой Богородицы» (конец XVII века).

Какие религиозные чувства воплощенные в этих произведениях искусства? (Дети отвечают.)

Информация для учителя.

Имя художника Рублева не только стало в один ряд с именами великих современников, но даже сам тот время охарактеризованный потомками как эпоха Андрея Рублева.

Из летописи известно, что Рублев был монахом, хотя писать иконы могли и мирские художники. Что же хотел сказать Андрей Рублев в своей «Троице» через безмолвие? Была ли она понятна современникам?

«Троица» написана Рубльовим в память и похвалу Св. Сергей, она изображает библейский сюжет о явлении трех ангелов старому Аврааму и его жене Саре с сообщением о рождении сына. Издревле христианское искусство изображающее это событие в двух толкованиях. Одни иконописцы изображали ее как явления самого Бога в сопровождении двух ангелов, которые служат Ему, другие представляли этот сюжет как явление мира Троицы єдиносущної (Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа). К первым принадлежал византийский живописец Феофан Грек, нашедший на Руси свою вторую Родину. В его «Троице» средний ангел отличается величием и силой своей внешности.

В рубльовській иконе нет таких надписей на німбах ангелов. Но искусствоведы считают «Троицу» выражением второго толкования. Они обосновывают это тем, что ангелы на его иконе имеют одинаковую силу и власть: одинаковые размеры фигур, одинаковые нимбы и палки. Ангелов делят на левого, центрального и правого соответствии с руки искусствоведа, что смотрит на икону. Не сомневаясь в том, что Рублев изобразил именно Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, они расходятся во мнении, какой ангел кого воплощает.

Первое и самое главное, что изобразил Рублев на иконе, - это дерево, дуб - Древо Жизни. Оно является центральной осью иконы. Жизнь имеет прошлое, будущее и настоящее, что на иконе выражено через ангелов.

Если посмотреть на ангела, сидящего слева от центрального, то легко увидеть, что это Архангел Михаил. Ангел символизирует прошлое, воспоминания, эмоции. Поэтому на иконе он не действует, голова опущена, взгляд направлен вниз, в землю, в прошлое. Над его головой тоже земля - скала. Цвет его хитона - голубой.

Если посмотреть на ангела, сидящего справа от центрального, то понятно, что это Архангел Гавриил. Он символизирует будущее, действие, планирования, поэтому голова и взгляд направлены вверх, руки в действии. Над его головой здание идет по лестнице вверх, в будущее. Цвет его гиматия - золотисто-оранжевый.

Центральный ангел усиливает это восприятие: именно на его левое плечо накинут голубой гиматий, и именно на его правом плече, на хитоне, оранжево-золотистая полоса. Ангел символизирует Христа, покровителя настоящего, духовного восхождения и эволюции человека. Ангел изображен по центру иконы, в чаше, образованной левым и правым ангелами. Он указывает рукой на чашу, стоящую на столе, который, уже в свою очередь, также является чашей. Но как нарочито примитивно поделил Рублев стол-чашу на три части, подчеркнув это деление цветовой гаммой.

Или не в этой примитивности скрыт ключ к пониманию иконы? Не этим ли и хотел Рублев привлечь внимание человека, стоящего перед иконой? Наверное, художник хотел добиться понимания того, что центральный ангел указывает путь из трех ступенек от зеленой треугольной основы стола через вторую часть, где также примитивно изображен квадрат, в троекратно повторенной чаши.

(По А. В. Шпільовою).

2. Что означает верить.

Учитель. Проявлением религиозного мировосприятия человека есть религиозные чувства - любовь к Богу, благоговение, покорность и другие. Нельзя пренебрежительно относиться к религиозным чувствам человека. Вспомните, какие притчи вы читали на уроках литературы? (Дети называют.)

Что такое притча? (Поучительная история, в которой моральное предписание раскрывается інакомовно.)

Работа с учебником.

На страницах 123-124 прочитайте текст «Что значит верить».

Объясните фразу из этого текста: «Хуже всего тем людям, которые не верят ни во что». (Объяснения детей.)

Прочитайте притчу «В парикмахерской» (с. 124) и объясните, что означает верить. (Объяснения детей.)

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Выводы.

Учитель. Духовность человека основывается на вере (в человека, в науку, в Бога, в себя), надежды, любви. Вера помогает человеку жить, преодолевать препятствия. Опираясь на религию, верующий человек стремится найти то, чего ей не хватает в повседневной жизни: добро, любовь, поддержку, сочувствие.

Известный английский писатель Бернард Шоу писал: «Тот, кто ни во что не верит, всего боится». Как вы понимаете эти слова? Над этим вы подумаете дома, выполняя задания в рабочей тетради.

• Скажите, может ли быть духовным нерелигиозный человек?

• Как нужно относиться к религиозным чувствам? (Ответы детей.)

IV. домашнее задание.

Прочитать параграф (с. 120-126.) Изучить определение ключевых понятий урока.

В учебнике прочитать о жизни Петра Могилы и Григория Квитки-Основьяненко (с.122).

Прочитать на странице 124 притчу «В парикмахерской».

Выполнить в рабочей тетради письменные задания по теме «Почему мы стремимся к вере».