География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ II

Земля на плане и карте

 

Тема 2. Градусная сетка Земли. Географические координаты точек

 

Урок 20. Вариант 2. Земля на плане и карте (итоговый урок)

 

Цель: обобщить знания, умения и навыки по разделу «Земля на плане и карте», проверить умение учащихся работать с картами, воспитывать чувство коллективизма, уверенности в своих знаниях, значимости в коллективе.

Тип урока: проверки и корректировки знаний, умений, навыков.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, карточки-задания.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

Перед уроком класс объединить в три команды. На уроке каждый ученик команды в зависимости от уровня усвоения материала получает

задание на карточке. После того как он правильно ответит на свое задание, он получает другое. Таким образом, каждый ученик приносит очки для команды. Выигрывает та команда, в которой учащиеся работали наиболее слаженно, то есть получили наибольшее количество баллов.

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

 

III. Выполнение проверочных заданий

Задача 1. Что это?

Команда 1. Географические координаты; азимут; горизонт; нивелир; относительная высота.

Команда 2. Горизонталь; компас; масштаб; абсолютная высота; аэрофотоснимок.

Команда 3. Берґштрих; репер; ориентирование; экватор; шкала высот.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Задание 2. Числовые масштабы перевести в именованные.

Команда 1. 1 : 25 000; 1 : 4 000 000; 1 : 200 000.

Команда 2. 1 : 10 000 000; 1 : 25 000 000; 1 : 15 000 000.

Команда 3. 1 : 400 000; 1 : 200 000; 1 : 830 000 000.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Задание 3

Команда 1. На карте, масштаб которой 1 : 200 000, расстояние между двумя объектами - 20 см. Какой она будет на карте масштабом 1 : 4 000 000? (в 1 см - 2 км, а в 20 см - х, тогда х = 40 км; в 1 см = = 40 км, а в х см - 40 км, тогда х = 1 см).

Команда 2. Расстояние между двумя островами - 2 500 км. Какой это расстояние будет на глобусе, масштаб которого 1 : 50 000 000? (в 1 см - 500 км, а в х см - 2500 км, тогда х = 5 см).

Команда 3. Каким будет расстояние на местности, если на глобусе, масштаб которого 1 : 50 000 000, это расстояние - 8 см (в 1 см - 500 км, а в 8 см - х км, тогда х = 4 000 км).

За правильный ответ - 3 балла.

Задача 4. Какой масштаб крупнее?

Команда 1. а) 1 : 5 000 000 или 1 : 3 000 000; б) 1 : 1 500 или 1 : 25 000; в) 1 : 250 000 1 : 2 500 000.

Команда 2. а) 1 : 75 000 или 1 : 150 000; б) 1 : 12 000 000 или 1 : 2500000; в) 1 : 100 000 или 1 : 20 000.

Команда 3. а) 1 : 84 000 или 1 : 83 000; б) 1 : 1 000 000 или 1 : 100 000; в) 1 : 300 000 1 : 20 000.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Задание 5. Определите высоту холма. Укажите, с какой стороны легче подниматься на него.

(Учитель дает рисунки, где холмы изображен горизонталями.)

За правильный ответ - 2 балла.

Задание 6. Сделать чертеж в разрезе по пунктирной линии (учитель дает рисунки холмов, изображенных горизонталями с линией пересечения ix.)

За правильный ответ - 5 баллов.

Задание 7. Пойми меня (использовать мимику, пантомиму)

Команда 1. Глобус, горизонт.

Команда 2. Карта, горизонталь.

Команда 3. Планшет, меридиан.

Оценивается оригинальность показа - 3 балла.

За правильный ответ - 2 балла.

Задача 8

Команда 1. На вопрос учительницы географии:

- Неужели тебе не известно, что Земля - шар?

Волька ответил:

- Если бы Земля была шаром, вода стекала бы с нее вниз и люди умерли бы от жажды, а растения засохли бы. Земля имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон большой реки, названной Океан. Земля находится на шести слонах, а те стоят на большой черепахе. Вот так построен мир, учителько!

Почему прозвучал такой ответ?

Команда 2. Учительница спросила Вольку:

- Что такое горизонт?

- Горизонт? Горизонтом называется воображаемая линия, которая... Горизонтом,- сказал Волька,- я назову ту линию, где хрустальный купол небес соединяется с краем Земли.

- То есть как? - все еще не верила Варвара Степановна. По-твоему, небо - твердый купол?

- Твердый.

- И есть такое место где Земля заканчивается?

- Есть такое место.

Почему возникло такое представление о небе и Земле?

Команда 3. «Карта есть «альфа и омега» (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается». Как вы понимаете высказывание Николая Николаевича Баранского?

За правильный ответ - 5 баллов.

Задача 9. Начертить план местности по тексту.

Воинская часть отправилась из лагеря на позиции. Сначала она шла на северо-восток густым хвойным лесом. Пройдя 4 км и дойдя до дома лесника, она повернула на север и по мокрым лугам прошла 3 км. Дальше начиналось болото, и бойцы по тропе через болото прошли 2 км на северо-запад. Здесь болото заканчивалось, через кустарник воинская часть прошла еще 1 км на север и заняла позицию на окраине кустарника, за которым через поле на расстоянии 0,5 км на север находилось село, захваченное противником.

За правильный ответ - 10 баллов.

Задача 10. Определить стороны горизонта.

Полярник на льдине во время полярной ночи обходил запасные продовольственные склады, размещенные в 200 шагах друг от друга. Был сильный северный ветер. Когда полярник шел от палатки до первого состава, северный ветер дул ему слева, когда он шел до второго состава, ветер дул ему слева, когда он шел к третьей базы, тот же ветер дул ему в лицо. В каком направлении от третьего состава должен идти полярник, чтобы вернуться в палатку? Начертить путь полярника.

За правильный ответ - 5 баллов.

Задача 11. Определить среднюю высоту:

Команда 1. Анд, Кавказа.

Команда 2. Большого Водораздельного хребта Атласских гор.

Команда 3. Карпат, Амазонской низменности.

За правильный ответ - 2 балла.

Задача 12. В каком направлении от нашего населенного пункта размещены:

Команда 1. Киев, Вашингтон.

Команда 2. Москва, Каир.

Команда 3. Париж, Токио.

За правильный ответ - 2 балла.

Задача 13. Назвать направления, в которых двигались туристы, если их маршруты проложены по таким азимутам:

Команда 1. 90°, 45°, 235°.

Команда 2. 0°, 315°, 180°.

Команда 3. 360°, 135°, 270°.

За правильный ответ - 3 балла.

Задача 14

Команда 1. Какой материк шире по экватору - Южная Америка или Африка? Сколько нужно времени, чтобы обогнуть Африку по экватору на самолете, что летит со скоростью 900 км/ч?

Команда 2. В каком направлении от Киева находятся Москва, Симферополь. Определить расстояние от Киева до этих городов. За какое время можно долететь из Киева до Москвы, если скорость самолета - 900 км/ч?

Команда 3. В каком направлении от нашего областного центра находятся Львов; Луганск? Определить расстояние от города до Львова, Луганска. За какое время можно доехать до Луганска, если скорость автомобиля 80 км/ч?

За правильный ответ - 5 баллов.

Задача 15. С помощью физической карты укажите:

Команда 1. Какие горы выше: Альпы или Уральские; Карпаты или Скандинавские.

Команда 2. Город имеет большую абсолютную высоту: Киев или Винница; Полтава или Суммы.

Команда 3. На какой высоте лежат: Мадрид, Киев, Баку, Вашингтон. За правильный ответ - 2 балла.

Задача 16. Определить координаты:

Команда 1. Черкасс, Чернигова, Черновцов.

Команда 2. Севастополя, Сум, Славянская.

Команда 3. Донецка, Днепропетровска, Дрогобыча.

За каждый правильный ответ - 2 балла.

Задача 17

Команда 1. В 1871 году один известный путешественник высадился на берег большого острова на 5° ю. ш. и 146° в. д., чтобы изучить жизнь и быт его жителей. Как называется этот остров?

Команда 2. В 1884 году было открыто исток великой реки. Что это за река, если ее координаты 35° с. ш. и 97° в. д.?

Команда 3. На большом острове, центральная часть которого расположена на 19° ю. ш. 47° в. д., водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела - 12 см). Как называется этот остров?

За правильный ответ - 2 балла.

Задача 18. Составить слово из первых букв названий географических объектов, имеющих такие координаты:

Команда 1. 42° с. ш., 122° з. д. (влк. Шаста)

32° ю. ш., 70° з. д. (г. Аконкагуа)

47°40' с. ш., 34° в. д. (Никополь)

51° с. ш., 34°50' в. д. (Сумы)

Команда 2. 56° с. ш., 37° в. д. (Москва)

48°30' с. ш., 24°30' в. д. (Яремча)

35° с. ш., 52° в. д. (Тегеран)

48°40' с. ш., 38° в. д. (Артемовск)

Команда 3. 47°40' с. ш., 35° в. д. (Запорожье)

45° с. ш., 75° з. д. (Оттава)

5040' с. ш., 2610' в. д. (Ровно)

4430' с. ш., 3410' в. д. (Ялта)

За правильный ответ - 4 балла

 

IV. Итог урока

 

V. Домашнее задание

Подготовить интересные задания по теме.