Раздел И. РАСТЕНИЯ
Тема 2. Размножение и развитие
растений
УРОК 21
Тема. Семя, плод. Лабораторная
работа № 10. Строение и разнообразие плодов
Цель. Сформировать у учащихся знания о
строение семян двудольных и однодольных растений, о строении и разнообразие
плодов.
Основные понятия и термины: сухие и
сочные плоды (ягода, костянка, яблоко, померанец, гарбузин, листянка, боб,
коробочка, стручок, стручечок, орех, орешек, семянка, зерновка), соплодия.
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация
таблиц и моделей, натурального семян двудольных и однодольных растений);
практические (выполнение лабораторной работы); репродуктивные (беседа) и поисковые
(эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций); самостоятельная
работа учащихся с учебником.
Оборудование: пропитанные семян
фасоли, сухие зерновки пшеницы, таблица “Строение семян двудольных и
однодольных растений”; приложения “Типы плодов”, “Распространение плодов и семян”.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
Организационный момент.
|
1
|
2.
Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
|
10
|
3.
Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
|
2
|
4.
Восприятие и первичное осмысление нового материала.
|
15
|
5.
Обобщение и систематизация изученного (выполнение лабораторной работы).
|
15
|
6.
Итоги урока, аргументация оценок.
|
1
|
7.
Домашнее задание.
|
1
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка выполнения учащимися
домашнего задания (уплотняющее опроса).
1. Заполните таблицу (на доске).
Сравнительная характеристика различных
видов опыления
Вид опыления
|
Характеристика (что происходит)
|
Значение
|
Самоопыление
|
|
|
Перекрестное
|
|
|
Искусственное
|
|
|
2. Задания на карточках.
- Расположите процессы в порядке того,
как они происходят при оплодотворении:
а) образование и рост пыльцевой трубки;
б) пыльца попадает на приймочку
пестика;
в) слияние одного сперматозоида с
яйцеклеткой, а второй - с центральным ядром;
г) движение сперматозоидов пыльцевой
трубкой до зародышевого мешка.
- Расположите процессы в порядке
того, как они происходят при образовании семян:
а) деления зиготы и образование
зародыша;
б) образование покровов семени;
в) деление клеток оплодотворенного
центрального ядра и образование эндосперма.
3. Фронтальная беседа.
Что такое опыление? Какие бывают виды
опыление? Какие виды опыления различают по вмешательством в этот процесс человека? Что
характерно для растений, опыляющихся насекомыми? Водой? Ветром? Птицами? Что такое
оплодотворение?
3. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Формулировка проблемного вопроса. В
процессе эволюции растения с цветком и семенами возникли последние. Однако в современной
флоре за видовым и количественным составом покрытосеменные занимают господствующее
положение. Подумайте, почему так произошло.
Сегодня мы изучим приспособления
этих растений, позволяющие им доминировать в современном растительном мире Земли.
План
1. Строение семени.
2. Плоды.
3. Распространение семян и плодов.
4. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.
Строение семени
Рассказ сопровождается
демонстрацией таблиц и натурального семена фасоли и пшеницы. Семя - это
орган, с помощью которого размножаются и распространяются семенах растения. Она
состоит из зародыша и запасаючої ткани, покрытых семенной кожурой. При неблагоприятных
для прорастания условий (холод, засуха) семя может определенное время находиться в
состоянии покоя. С наступлением благоприятных условий (повышение температуры и
увлажненности) семян поглощает воду и при наличии достаточного количества
воздух прорастает.
Все растения, которые имеют в семенах две
семядоли, объединены по этому признаку в класс двудольных растений. В некоторых
покрытосеменных растений в семенах есть всего одна семядоля и они объединены в
класс однодольных растений.
Ученикам выдается на столы заранее
пропитанные семена фасоли, зерновки пшеницы и препаровальной наборы. Во время
объяснения учителя учащиеся отыскивают нужные части семян и рассматривают его.
Объяснение. Семя дводольної
растения, например, фасоли, покрытая толстой кожицей. На узкой вогнутой
поверхности семени расположен рубчик - место прикрепления семени к семенной
ножки. Рядом с рубчиком есть отверстие, через которое к семени во время его формирования
поступает зародыш в виде двух хорошо развитых семядолей, зародышевого
корешка, зародышевого стебельки и брунечки. Все питательные вещества содержатся в
семядолях, которые являются первой парой видоизмененных листьев зародыша.
Семя однодольного растения,
например, зерновки пшеницы, покрытая околоплодника, что сросся с кожицей семени,
а под ней содержатся зародыш и запасаюча ткань в виде эндосперма. Зародыш
имеет сформированные вегетативные органы будущего растения: зародышевый корешок с
корневым чехликом, зарождающееся стебелек и брунечку. В центре брунечки хорошо
заметный конус нарастания, покрытый зародышевыми листочками. Верхний зародышевый
листок защищает проросток при прохождении через почву. Часть зародыша, прилегающей
к эндосперму, является редуцированной семядолей и имеет название щитка, через который зародыш
получает питательные вещества и воду из эндосперма.
Плоды
Рассказ. Плод - это орган,
предназначен для защиты семян, а часто и для его распространения. Плод образуется
из цветка в результате изменений, которые происходят в ней после оплодотворения. В некоторых
растений плоды образуются без предварительного оплодотворения. Они обычно не содержат
семена (некоторые сорта винограда, груши, цитрусовые). В отличие от плодов,
соплодия образуются из нескольких цветков, которые срослись между собой (свекла), или
всего соцветия (шелковица, инжир, ананас).
Если плод образован только одной
пестик, его называют настоящим (вишня, виноград). Плоды, в образовании которых
участвуют, кроме завязи, еще и другие части цветка (цветоложе, околоцветник),
называют ненастоящими (яблоня, груша).
Во время формирования плода стенки
завязи разрастаются и образуют оплодень, который состоит из трех слоев:
внешнего, внутреннего и среднего. Разнообразие плодов обусловливается
преимущественно строением околоплодника, способами вскрытия, особенностями их
развития и распространения.
В зависимости от консистенции и строения
околоплодника плоды делят на сочные и сухие.
Сочные плоды имеют сочный,
мясистый оплодень:
· ягода - сочный, многосемянный,
нерозкривний плод (виноград, помидор, смородина, крыжовник, черника, картофель);
• костянка - в основном
однонасинний плод, у которого под кожурой содержится мясистая мякоть, а внутри
- деревянистая косточка, в которой есть семя (абрикос, вишня, слива);
• яблоко - многосемянный плод, в
формировании которого принимают участие не только стенки завязи, а и другие части
цветки У яблони в плоде можно увидеть пять гнезд, в которых содержатся по две
семечка. Плод яблоко развивается в яблони, груши, айвы;
• гарбузин - плод тыквы, огурца,
арбуза, дыни;
• померанец - плод цитрусовых
(мандарин, лимон, апельсин).
Сухие плоды имеют сухой оплодень.
Они могут быть распашные и нерозкривні.
Вскрышные сухие плоды содержат более
чем одно семя. При созревании эти плоды раскрываются, и семена из них
выпадает. К таким плодам относятся листянка (магнолієві, некоторые лютиковые,
розовые), бобы (горох, фасоль, соя, робиния, донник, клевер), стручок
(капуста, редька, горчица), стручечок (пастушья сумка, ярутка), коробочка (хлопчатник,
мак, белена).
Нерозкривні сухие плоды: орех (дуб,
лещина, бук), орешек (гречиха, липа), семянка (подсолнечник, одуванчик, ромашка),
зерновка (пшеница, ячмень и другие виды из семейства злаков), крылатка - все
односемянных.
В природе встречаются случаи, когда
плоды, формируясь из цветков соцветия срастаются между собой, образуя из нескольких
плодов будто один плод. Такая совокупность плодов называется супліддям (свекла,
шелковица, инжир, ананас).
Из всех рассмотренных типов плодов
самые распространенные сухие раскрывающиеся плоды. Второе место занимают плоды с сухими и
нерозкривними оплоднями, реже попадаются сочные плоды.
Распространение плодов и семян
Распространение семян является важным
фактором для освоения растениями территории и выживания вида. Плоды и семена
распространяются ветром, водой, животными и человеком.
Многие растения лесов, степей, лугов,
болот, пустынь и т.д имеют разнообразные приспособления для распространения плодов
ветром. В одних растений плоды и семена очень легкие (орхидеи, волчок), в других
развиваются различные вырасти, волоски (ива, осина, одуванчик), крылатки (вяз,
клен) и т.п.
Немало растений имеют разнообразные
приспособления для распространения плодов и семян животными. Таким способом
распространяются плоды рябины, терна, боярышника - ими питаются птицы. Часто
плоды имеют различные придатки, которыми они цепляются за шерсть животных и
разносятся ими (череда, гравилат, репешок). Муравьи разносят семена, что имеет
съедобные придатки (фиалка, чистотел).
Большое значение имеет распространение
плодов и семян человеком. Семена и плоды переносятся транспортом, с различными
товарами, предметами, одеждой человека. Таким образом распространяются не только
плоды и семена, и черенки, корневища, клубни, даже целые растения.
Плоды гороха, люпина, капусты,
разрыв-травы раскрываются с треском и разбрасывают свои семена.
Вода переносит плоды и семена, которые
имеют в себе достаточно воздуха и водонепроницаемую ткань, благодаря которым они долго
могут быть на водной поверхности (семена петушков, плоды кокосовой пальмы,
многих болотных растений).
Семена и плоды имеют огромное
значение в жизни человека. Благодаря наличию в них самых разнообразных питательных
веществ они являются основными продуктами питания. В плодах и семенах накапливаются
углеводы, белки, жиры, минеральные соли, органические кислоты, витамины и др.
Плоды и семена составляют важную
кормовую базу для животноводства.
5. Обобщение и систематизация
изученного.
Лабораторная работа № 10
Тема. Строение и разнообразие
плодов.
Цель. Закрепить знания о строении и
разнообразие плодов. Оборудование: коллекции плодов, муляжи, препаровальной
наборы, таблицы, учебники.
Ход работы
Задача 1. Изучить разнообразие
плодов.
Рассмотрите выданные вам плоды.
Определите, каким растениям они принадлежат. Разделите их на сочные и сухие
(отметка “+” в соответствующей колонке). Определите название каждого типа плода и
приведите примеры растений, имеющих такие плоды.
По полученным данным заполните
таблицу.
Названия растений
|
Признаки плодов
|
Сочные
|
Сухие
|
Тип плода
|
Примеры других растений, которые имеют
такие плоды
|
|
|
|
|
|
Сделайте выводы по результатам
выполненной работы, начертите схему классификации плодов.
Выполнение задания практикума (по
наличии времени).
Подставьте предложенные слова в
кроссворд. (Жирным курсивом выделены буквы, которые составляют основу кроссворда и
изображаются вместе с сеткой.)
1. Костянка. 2. Крылатка. 3. Жолудь.
4. Боб. 5. Орех. 6. Бутон. 7. Гарбузин. 8. Зерновка. 9. Двокрилатка.
10. Ягода. 11. Семянка. 12. Семечко. 13. Померанец. 14. Семядоля.
6. Итоги урока, аргументация
оценок.
7. Домашнее задание. Изучить
соответствующий параграф в учебнике, проработать представленные в конце текста вопросы.