Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Эта тема посвящена наиболее многочисленному типу царства Животные. В ней дается общая характеристика типа Членистоногих, рассказывается о классах Ракообразные, Паукообразные и Насекомые, дается представление о роли членистоногих в природе и жизни человека, говорится о необходимости охраны членистоногих.

 

УРОК № 20

 

Тема. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой типа Членистоногие.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать особенности строения и жизнедеятельности членистоногих.

Базовые понятия и термины: тип Членистоногие, класс Ракообразные.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока

І.Організаційний этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Вспомните, кто из уже изученных нами животных имел наружный скелет? Какие преимущества дает животным костяк?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общая характеристика типа Членистоногие

Школьники вспоминают, отвечая на вопрос, поставленный в начале урока, что внешний костяк имеют морские одноклеточные животные - радиолярии и фораминиферы. Возможно, они вспомнят, и о гидро-костяк.

Разговор о скелеты и их биологические функции можно продолжить, сказав, что в процессе эволюции появились удивительно приспособлены к различным средам обитания животного с внешним скелетом - членистоногие.

Членистоногие - наиболее многочисленный тип царства Животные, включающая в себя свыше 1,5 миллиона видов. Далекими предками членистоногих были кольчатые черви.

Членистоногие заселили не только морские и пресные водоемы, но и наземную поверхность, почву и воздушную среду. К жизни в наземной среде обитания приспособились членистоногие трех классов: Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Они есть настоящими наземными животными, широко распространенными в различных климатических зонах.

К характерные черты организации членистоногих относятся следующие черты:

1. Тело сегментированное и дифференцированное на три отдела: голову, на которой размещаются рот и органы чувств, грудь, выполняющие в основном двигательную функцию, и брюшко, содержит наибольшее количество внутренних органов. У некоторых групп членистоногих голова сливается с грудью.

2. Покровы тела - многослойная хітинізована кутикула, выполняет защитную функцию. В наземных членистоногих ее внешний слой содержит жироподобные вещества, предотвращают потерю воды телом животного. Кутикула служит также внешним костяком, до различных участков которому прикрепляются пучки поперечнополосатых мышц, что обеспечивает движение различных частей тела и конечностей. Через нерозтяжність кутикулы рост членистоногих сопровождается периодическим линькой.

3. Членистые конечности подвижно соединенные с телом и представляют собой багаточленні рычаги, способные в сложных движений. Членики конечностей подвижные благодаря наличию суставов. Конечности обеспечивают разнообразные виды движений -1 хождение, бег, прыжки, плавание, а также выполняют ряд других функций - захват и измельчения пищи, дыхание, прикосновение и др.

4. Полость тела смешанная, то есть зачатки целом и остатки первичной полости соединены: один с одним. Целом не выполняет опорной функции, потому что развит наружный скелет.

5. Пищеварительная система имеет три отдела: передний, средний и задний. Передний и задний отделы эктодермального происхождения и изнутри выстланы хітинізованою кутикулой. Ротовые аппараты различных групп членистоногих разнообразные, что позволяет им питаться разными видами кормов. Хорошо развитые пищеварительные железы, что ускоряют процесс пищеварения.

6. Кровеносная система незамкнутая. Сердце представляет собой расположенную на спинной стороне тела трубку, поделенную перегородками на несколько камер, которые сокращаются последовательно одна за другой, перекачивая гемолимфу.

7. Органами дыхания являются жабры, а у наземных - легочные мешки и трахеи.

8. Органы выделения - видоизмененные метанефридії («зеленая» железа раков), в наземных - мальпигиевы сосуды - многочисленные замкнутые короткие эпителиальные трубочки, открываются на границе между средней и задней кишкой. Продукты выделения из полостной жидкости (гемолимфы) попадают в мальпигиевы сосуды, а из них - в заднюю кишку.

9. Нервная система построена по типу брюшной нервной цепочки кольчатых червей. Ее отличительной чертой является уменьшение числа парных брюшных ганглиев вследствие их слияние друг с другом в связи с укорочением тела или малыми размерами животного. В оптовых насекомых значительного развития достигают надглоткові ганглии - «мозг», является основой формирования сложных форм врожденной поведения. Хорошо развиты различные органы чувств: осязания, вкуса, обоняния, зрения, равновесия, слуха.

10. Членистоногие - раздельнополые животные, многим из них свойственен половой диморфизм. Оплодотворение внутреннее. Постэмбриональное развитие в некоторых прямой, в большинстве - с неполным или полным метаморфозом. Некоторые насекомые приобрели способности на различных стадиях онтогенеза существовать в двух средах - водной и наземной.

2. Разнообразие членистоногих

Тип Членистоногие делится на четыре подтипа, в число которых входит ряд классов. Мы будем изучать три наиболее важные, многочисленные и разнообразные классы членистоногих - Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.

Насекомые - это наиболее многочисленный класс, включающий более 1 млн видов. По своим происхождением это группа настоящих наземных животных. Насекомые заселили самые различные наземные места, почву, пресные водоемы, побережья моря.

К класса Паукообразные относятся сухопутные животные, за исключением некоторых групп, вторично перешли к существованию в воде. Представителями класса являются пауки, сінокосці, скорпионы, клещи и др.

Класс Ракообразные включает более 40 тыс. водных членистоногих, большинство которых живет в морях, реже в пресных водоемах и лишь некоторые из них освоили влажные наземные места существования.

3. Общая характеристика класса Ракообразные

Выслушав ответы школьников на вопрос» поставленный в начале урока, учитель предлагает более подробно ознакомиться со строением и образом жизни представителей класса Ракообразные.

Несмотря на разное количество сегментов тела (от 10 до 50) и разнообразие внешней формы, организация ракообразных имеет следующие сходные черты:

- дыхание с помощью жабр;

- слияние головного и грудного отделов, в результате чего образовались головогруди;

- наличие двух пар усиков, выполняющих дотикову и обонятельную функции, пары сложных, или составных, глаз, и трех пар ротовых конечностей (пара верхних и две пары нижних челюстей, которые захватывают и измельчают пищу);

- разнообразная строение грудных конечностей, которые выполняют функции удержания и перемещения пищи в рта, движения организма, дыхания;

- брюшные конечности служат для плавания, а у самок и для прикрепления оплодотворенных яиц;

- ракообразные всех возрастных групп линяют, но молодежь чаще, чем взрослые.

Способ жизни плавающий, ползающий, реже прикрепленный, есть и паразитические формы.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники рассматривают рисунки на с. 87, 88, знакомясь с внешней и внутренней строением ракообразных.

Потом они читают текст на с. 87, 88, обращаясь при необходимости к рубрике «Если вы забыли».

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 4, 5 на с. 89.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 30-31].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 89, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 20, ответить на вопросы 1-3 после параграфа на с. 89, в тетради [2] подготовиться к лабораторной работы № 5 «Изучение приспособленности во внешнем строении ракообразных к среде обитания».

В тетради [3, с. 30-31] выполнить задание.