Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 3. КРОВЬ И ЛИМФА

 

УРОК 21. Лейкоциты, строение и функции. Клеточный и гуморальный иммунитет

 

Образовательная цель: сформировать понятие о лейкоциты, изучить строение и функции лейкоцитов и связанные с ними защитные свойства крови, сформировать понятие об иммунитете, раскрыть роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете.

Основные понятия и термины: лейкоциты, иммунитет, лимфоцит, фагоцит, фагоцитоз, антитела, антиген.

Оборудование: таблицы «Кровь», «Воспаление». Портрет И.И. Мечникова.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний.

Написание биологического диктанта.

1. Внутренняя среда организма. (Кровь, лимфа, тканевая жидкость).

2. Кровь - это ... (соединительная) ткань.

3. Жидкая часть крови. (Плазма).

4. Красные безъядерные клетки крови. (Эритроциты).

5. Бесцветные, безъядерные кровяные пластинки. (Тромбоциты).

6. Переносят 02 и С02. (Эритроциты).

7. Участвуют в свертывании крови. (Тромбоциты).

8. Нарушения свертывания крови. (Гемофилия).

9. Реакция склеивания эритроцитов. (Агглютинация).

10. При переливании крови нужно учитывать ... (группу, резус-фактор).

II. Мотивация учебной деятельности.

Чуму называли черной смертью. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла жизни 100 млн. людей. От чумы в XIV в. в Европе погибла четвертая часть населения - 10 млн. людей.

Почему человечество не вымерло полностью? Почему не все люди болели во время эпидемии чумы?

Сообщение темы и цели урока.

III. Изучение нового материала.

1. Форменные элементы крови - лейкоцити. их строение и функции. (Рассказ учителя с элементами беседы по схеме «Лейкоциты».) Диаметр - 8-20 млм. В 1 мл - 6-8 тыс. Образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах, селезенке. Продолжительность жизни 1-7 дней, несколько лет. Есть зернистые и незернисті.

Задача 1.

Определите по алгоритму функции лейкоцитов.

 

Строение и функции лейкоцитов

 

 

2. Иммунитет - способность организма сохранять свою биохимическую индивидуальность. (Рассказ учителя).

3. Клеточная теория иммунитета И. Мечникова.

а) Инфекционные болезни, борьба организма с инфекциями.

б) Роль крови в борьбе с инфекционными заболеваниями.

в) Открытие И. Мечниковым защитной функции лейкоцитов.

- Сообщение учащихся о жизни и деятельность выдающегося ученого И. Мечникова.

- Рассказ учителя об открытии И. Мечниковым явления фагоцитоза, воспаления. (Использовать таблицы «Воспаление»). Присуждение ему Нобелевской премии в 1908 г. за разработку клеточной теории иммунитета.

4. Гуморальная теория иммунитета.

а) Выработки в организме интерферона, его роль в обезвреживании микроорганизмов. Его можно вводить в органы при болезнях. Добывают из донорской крови. Сейчас налажено промышленный способ производства интерферона на основе биотехнологического синтеза.

б) Образование в организме антител, что обезвреживают чужеродные тела и их яды - химическая защита.

Объяснение учителя по схеме «механизм формирования иммунного ответа», работа с биологическими терминами: плазматические клетки, антитела, гуморальный иммунитет, клетки памяти, иммунная система.

Теорию гуморального иммунитета разработал Пауль Эрлих, за что получил Нобелевскую премию (1908 p.).

IV. Закрепление знаний учащихся.

Головоломка «имя ученого»

Все время двигаясь по часовой стрелке и пропуская одинаковое количество букв, вы прочтете фамилии ученых, которые открыли гуморальный и клеточный иммунитет.

 

 

Объясните слова И. Мечникова: «Армия маленьких клеток, которые называются фагоцитами и блуждают по крови и тканях тела, способна атаковать болезнетворные микробы и после борьбы с ними в многих случаях ей удается одержать победу над захватчиками».

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.

Подготовить сообщение о Луи Пастера, Э. Дженнера.