Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

3.5. Нетрадиционные (нестандартные) уроки

Одной из особенностей организации урока украинского языка есть идея оптимальных способов структурирования теоретического материала с целью интенсификации обучения, о чем говорилось выше. Реализация этой идеи вызвала новые подходы к организации урока. В практике учителей появился термин "нестандартность в изучении языка", нестандартные уроки", "нестандартная ситуация" и т.д. Особенно распространены так называемые нестандартные уроки. Они имеют специальные названия: урок-семинар, урок-практикум, рок-конференция, урок-диспут, урок-игра (путешествие, встреча), урок ролевой игры и др. Систему таких уроков предлагают ученые-дидакти. Это уроки-деловые игры, урокимагання, уроки типа КВН, уроки взаимообучения учащихся, уроки "Следствие проводят шавці", уроки изобретения, творчества, уроки-творческие отчеты, аукционы знаний, исследования и т.д. Методический анализ таких уроков дает основания утверждать, что все они

могут успешно использоваться в изучении украинского языка. Так, например, урок типа КВН может быть проведен как урок повторения определенной темы или раздела. Структура его такова:

1 этап - разминка-рассказ по теме. Учащиеся двух команд по очереди рассказывают, выясняют теоретический материал, аргументируют его примерами.

2 этап - конкурс "Проверка домашнего задания". Задачи творческого характера.

Может быть разыграна сценка, диалог и т.д.

3 этап - выполнение заданий с выбором правильного ответа. Каждой команде предлагаются равнозначные задачи (тестового характера).

4 этап - конкурс "Отгадай". Загадки, речевые игры (для каждой команды отдельно).

Например: игра - один ученик выходит из класса, а когда возвращается, то другие намеками подсказывают ему ответ. Выигрывает та команда, ученики которой дадут ответы быстро и точно.

5 этап - конкурс актеров и художников. Творческие задания с использованием языкового материала.

6 этап - итоги урока, награждение победителей.

Подаем пример урока итогового повторения темы "Предлог" в 7 классе, проведенного в форме игры-путешествия по Днепру.

Учитель объявляет, что в путешествие-плавание отправляется весь класс, но доедут те ученики, которые выполнят все задания и дадут правильные ответы.

Первая пристань "Сообразительные". Учитель проводит диктант-тишину с использованием таблицы. Задача: сгруппировать предлоги-синонимы. На пристани путешественники отдыхают. Во время отдыха проводится викторина: на таблице "Почему так?" представлены словосочетания, в которых надо принять разные предлоги, придерживаясь правильного управления.

Затем учащиеся осуществляют перевод словосочетаний с русского языка на украинский с целью предупреждения интерферентных ошибок характера. Проводятся языковые игры.

Плавание продолжается. Следующая остановка "Познайки". На таблице или на экране через графопроектор подано текст. Ученикам предлагается несколько задач:

1) Выписать в две колонки непроизводные и производные предлоги, аргументировать правильность выполнения;

2) Осуществить синтаксический разбор 2-3 предложения и доказать, почему предлоги входят в состав членов предложения.

Выполняя комментированный диктант, учащиеся работают над правописанием предлогов. Остановка "Книга - твой друг" предполагает работу с учебником: составление плана ответа, схемы, опорной таблицы, выполнение упражнения (дифференцированные задания). Ученики получают задание: составить предложение с омонимами:

по-весеннему - по весеннему, наизусть - на память, понемногу - по малу и др.

Последняя остановка называется "Ловись, рыбка". В сопровождении музыки учащиеся решают ребус: вставить нужные предлоги и разобрать их как часть языка.

В завершении подводится итог урока в форме связной рассказы о впечатления от путешествия.

Уроком-пресконференцією может быть один из уроков связной речи. Например, ознакомление с газетой в 5 классе, обработки газетных жанров в 5-7 классах. Этот урок имеет четыре этапа: 1) ответы на вопросы; 2) подготовка и оформление редакционных заданий; 3) подведение итогов; 4) выпуск экспресс-газеты.

Интересным является урок-семинарское занятие, что практикуется в школах (классах) с углубленным изучением украинского языка. В семинарах выделяют три основные этапы: 1) подготовка к занятиям и выполнения предложенных задач; 2) актуализация знаний, полученных в ходе подготовительного этапа; 3) подведение итогов работы.

Семинар - такая форма проведения урока, что способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной работы с научными источниками, позволяет оптимально учитывать их индивидуальные способности и наклонности. Семинарские занятия могут проводиться в форме развернутой беседы, обсуждение докладов и творческих работ, комментируемого чтение, диспута.

В практику школ разных типов в настоящее время активно внедряются переходные формы организации познавательной деятельности учащихся - просемінарські занятия (срок О.Карамана), в структуре которых есть элементы семинарской работы.

Готовя учащихся к семинару, учитель заранее сообщает цель и задачи, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, рекомендует дополнительную литературу. В форме семинаров можно проводить уроки изучения нового материала, повторения, обобщения и систематизации изученного. Так, урок обобщения и систематизации, проводимый в форме семинара, может иметь такую структуру:

□ вступительное слово учителя (выясняется цель и задачи семинара, что соответствует цели и задачей обобщающего урока);

□ ученические сообщение (подготовленные самостоятельно по плану семинара);

□ обсуждение выступлений учащихся;

□ коррекция знаний учащихся в зависимости от содержания обратной информации во время беседы или объяснения учителя;

□ итоговое слово учителя.

Приведем пример урока изучения нового материала - семинарское занятие по теме "Прямая и косвенная речь" в 8 классе с углубленным изучением украинского языка. Целью этого урока является обсуждение и оценка результатов самостоятельно подготовленной темы. Урок проводится по плану: 1. Прямая речь. 2. Косвенная речь. 3. Цитата. 4. Диалог. Вопросы плана обсуждаются последовательно и закрепляются практическими задачами. Так, после обсуждения первого вопроса "Прямая язык" учащиеся рецензируют ответы своих товарищей. Затем им предлагаются два задания в двух вариантах:

Расставить в тексте знаки препинания и объяснить их употребление.

Составить предложение с представленными словам автора.

Ответ на вопрос "Косвенная речь" учащиеся дополняют сведениями о несобственное-прямой речи, особенности употребления ее в художественном стиле и приводят примеры из художественных произведений, которые изучаются в 8 классе. Вместо рецензирования ответов можно предложить составить аннотацию на основную ответ с этого вопрос. Практическое задание:

Превратить предложения с прямой речью в косвенную, проанализировать трансформированные предложения, объяснить знаки препинания.

После доклада ученика на тему "Цитата" дети дополняют сведениями о употребление стихотворных и прозаических цитат в разных стилях речи. Практическая работа проводится индивидуально: каждый ученик должен ввести цитаты в самостоятельно составленный текст.

Доклад о диалог углубляется учителем и рецензируется учениками. Обращается внимание на стилистические функции диалога. Затем ученики получают задание:

1. Диалог, спроектирован через графопроектор на экран, записать в тетради и расставить разделительные знаки.

2. Составить диалог (полилог) на лингвистическую тему и выразительно воспроизвести его в лицах (учитель и ученики).

Уроки-практикумы посвящаются совершенствованию орфографических и речевых умений и навыков учащихся. На таких уроках выполняются задания, состоящие из специально подобранного дидактического материала.

В заданиях желательно предусмотреть те этапы работы, по которым должны работать ученики. Так, учебная задача для старшеклассников, что касается формирования навыков создание текстов разных стилей, может быть сформулировано так:

Задача 1. Закрепите знания о стилях речи: допишите вместо точек название стиля (стилей).

1. В современном украинском литературном языке различают следующие основные стили:...

2. Стиль ... характеризуется нарушением принятых в литературном языке норм общения, наличием диалектных форм.

3. ... стиль дает точное освещение научных понятий.

4. Стиль .. характеризуется яркостью, образностью, эмоциональностью изложения.

5. ... стиль - это стиль агитации и пропаганды.

6. Стиль ... речи - это канцелярский стиль, характерный для документов.

Задание 2. Подготовьте устное сообщение на тему "Стили речи", используя представленные вопросы:

1. Что такое стиль? Чем вызвано появление основных стилей речи?

2. Что характерно для лексики для каждого стиля?

3. Или допускается взаимопроникновение стилей? Почему?

Упражнения, выполняемые на уроках-практикумах, должны быть преимущественно конструктивными. Чтобы закрепить умение и навыки, полезно предлагать творческие упражнения. Во время работы на уроках целесообразно разрешать учащимся пользоваться таблицами, схемами, учебниками, словарями, справочниками и др.

На уроках-практикумах выполняются индивидуальные и коллективные виды работ, влияют на формирование у учащихся навыков взаимо - и самоконтроля.

Уроки-зачеты способствуют повторению, обобщению и систематизации изученного материала, активизации мыслительной деятельности учащихся, воспитанию серьезного отношение к предмету. Для этих уроков выбираются темы теоретического характера, ученики готовятся к ним в течение определенного времени. Разделение класса на несколько групп для составление зачете (его могут принимать и лучшие ученики) значительно ускоряет проверку знаний учащихся.

Уроки защиты реферата проводятся в старших классах. Целью подготовки реферата есть демонстрация умения критически осмысливать изученный материал, анализировать, обобщать и описывать свои собственные наблюдения, практически реализовывать теоретические положения в самостоятельных разработках.

Подаем требования к написанию реферата и ориентировочную тематику.

Требования к написанию реферата

1. Изучение и анализ теоретических источников для освещения состояния проблемы, что исследуется, выбора и аргументации объекта исследования.

2. В реферате необходимо показать умение ставить исследовательскую задачу, определять цель, проводить ii описывать экспериментальную работу, обобщать и делать выводы, освещать свое видение проблемы проведенного исследования.

3. После выбора темы реферата необходимо ознакомиться с соответствующей литературой, с новейшими публикациями по проблеме, концентрируя внимание па тех вопросах, что могут составить план исследования.

4. Теоретическую часть реферата следует подавать в соответствии с заключенным плана, осуществив глубокий критический анализ проработанной литературы.

5. Объем реферата не менее 10 страниц (без списка использованных источников и приложений, если они являются.

6. В библиографический список включаются теоретические и практические работе и, поданные в алфавитном порядке и оформленные с учетом всех необходимых требований.

7. Реферат должен быть аккуратно оформлен, грамотно написан. В тексте необходимо делать ссылки на авторов в приведенных цитатах, демонстрируя их разные точки зрения.

8. Для оформление списка необходимо придерживаться правил библиографического описания.

Примерная тематика рефератов

1. Проблемы украинского языка в трудах Ивана Огиенко.

2. Функционирования міфологізмів в творческом наследии Леси Украинки.

3. Языковые средства для изображения комического и смешного в новеллах Михаила Коцюбинского.

4. Особенности структуры синтаксических конструкций украинских сказок, легенд, пословиц.

5. Синтаксическая организация пейзажных описаний в стихах Тараса Шевченко и др. Методический анализ современных форм работы и проведения нестандартных уроков дает основания утверждать, что все они могут успешно использоваться в процессе обучения украинского языка. Научная достоверность обучаемому материала, его оптимальность, содержательная наполняемость, что дает импульс для разностороннего развития личности, являются важными факторами, которые в сочетании с правильным выбором типа, структуры урока и методов обучения способствуют повышению эффективности занятий.

Большинство уроков нестандартной формы предусматривают групповое обучение. Как свидетельствуют научные исследования, групповая учебная деятельность школьников способствует успешной реализации комплексных целей обучения, усвоению базы знаний, формирует навыки самоконтроля, чувства долга и ответственности за результаты обучения. Во время группового обучения осуществляется педагогическая профориентация, дети учатся высказывать собственное мнение и считаться с мнением товарищей. Введение группового обучения на уроке играет положительную роль. Ведь групповая работа в корне меняет позицию ученика: из пассивного объекта воздействия учителя он перевоплощается в активного субъекта личностного обучения. Ученик на таких уроках не только воспринимает определенную сумму знаний, а активно участвует в их усвоении, осваивает способы самостоятельного их пополнения и расширения.

В последнее время активно внедряются в практику так называемые интегральные уроки. Разновидностью их являются уроки словесности, интегрируют два или три предмета - язык и литературу(историю, географию, математику и т.д.). Уроки словесности призваны возродить лучшие традиции украинской лингводидактики, корни которой уходят в казацкие школы, Киево-Могилянскую академию. По мнению Т.Донченко, "эти уроки должны вернуть детям утраченную способность к естественной речи, дать знания законы родного языка, его национальной специфики и в то же время истории народа и его литературы, черт его национального характера, особенностей видения мира". К проблеме интегрированных уроков обращаются и другие ученые. Так, Л.Варзацька и Л.Дворецька предлагают методику интегрированного урока языка, рассматривая главные его особенности: сущность интегрированного урока, развивающие возможности видов деятельности, место интегрированных уроков в учебно-воспитательном процессе, принципы организации и структура интегрированного урока, виды речевых задач и календарное планирование таких уроков.

Из всего сказанного следует вывод: современный урок родного языка - плод мастерства и творчества учителя-словесника, его профессионализма, глубоких знаний родного языка, литературы, истории, народоведения, его патриотизма. Критерии современного урока родного языка отражают те изменения, что происходят в системе образования, и уровень развития методической науки.

Среди главных критериев современного урока следует выделить такие:

развивающий потенциал урока языка;

использование активных методов и средств обучения, преподавания теоретического материала крупными частями (блоками);

проблемное и интерактивное обучение;

рациональное использование учебного времени (мотивация учебной деятельности, индивидуализация обучения, сопереживание за результаты труда, самовыражения каждого ученика);

системность знаний учащихся (повторение, обобщение и систематизация изученного, блочность изложения материала, выяснения причинно-следственных связей между языковыми явлениями, центральная идея (цель) урока);

методическое обеспечение урока, современная технология (моделирование урока, учебный кабинет, ТСО);

творческий потенциал урока (познавательные, творческие задачи, интегральные уроки на основе межпредметных связей);

изучение лучшего опыта, популяризация его на уроке, использование достижений современной лінгводіагностики.

Сказанное выше не исчерпывает возможностей организации и проведения урока украинского языка. Современный учитель-словесник имеет широкие возможности для его усовершенствования.