3.4. Технология современного урока языка
Основной формой организации учебного процесса во всех типах школ был и
остается урок. Ученые-методисты и учителя-практики ищут ответ на
вопрос: каким должен быть современный урок родного языка? Каковы его критерии? Опыт
свидетельствует, что современный урок родного языка - чрезвычайно многогранный процесс
педагогической деятельности. Самое главное в уроке - единство формы и содержания,
реализация целей и задач. Каждый урок несет определенный объем информации, однако от
учителя зависит, сколько ее могут воспринять и усвоить ученики, которым
учебными методами и приемами при этом надо воспользоваться. Качество урока
зависит от личностного подхода к учебному процессу, взаимодействия и
сотрудничества учителя и учащихся и других факторов, стимулирующих учебную
деятельность.
Инновационные процессы, охватившие современную школу, касающиеся прежде всего урока,
особенно его структуры. Интересной проблемой с этой стороны есть технология урока, что
предполагает системный подход к учебному процессу. Системный подход охватывает
все основные этапы разработки системы уроков - от постановки целей и
конструирования учебного процесса до проверки его эффективности. По условиям
системного подхода к учебной деятельности технологию урока следует рассматривать как
"систематическое и последовательное воплощение на практике предварительно спроектированного
учебно-воспитательного процесса". 3 учитывая то, что каждый урок является элементом
педагогической системы, его технология является составной частью общей
педагогической технологии, под которой понимают систему действий, повышающих
эффективность обучения.
Технологический подход к уроку дает возможность конструировать такой учебный
процесс, который бы соответствовал содержанию, целям и учебным целям, которые ставит перед
собой и учениками учитель. Термин "технология" с древнегреческого означает
"наука о мастерстве". Относительно урока можно говорить о педагогической,
методическую технологию процесса обучения как о мастерстве учителя. Разработка
технологии урока (уроков) раскрывает творческие возможности учителя украинского языка
и предполагает: 1) постановку цели; 2) определение содержания; 3) оптимальный выбор
организационных форм, методов и средств обучения; 4) разработку структуры и содержания
урока, направленных на эффективное решение дидактических задач. Составляющие технологии
урока можно показать следующей схемой:
Как
видим, технология урока объединяет направления работы, охватывающие теоретические и
практические поиски в области лингводидактики. Центральной фигурой, конечно, является
учитель. Именно от его профессиональной подготовки, квалификационного уровня зависит
организация учебного процесса, эффективность каждого урока. Технологический
подход к уроку обеспечивает системный способ его организации, направленный на
оптимальное построение и реализацию учебно-воспитательных целей на діяльнішому
подходе, что способствует интенсификации обучения, генерализации знаний, умений и
навыков с целью их использования в дальнейшей учебной и практической деятельности.
Дидакти
различают пассивное, активное и интерактивное обучение. Технология урока
предусматривает применение интерактивной модели обучения как разновидности активного.
По мнению О.Пометун и Л.Пироженко, суть интерактивного обучения в том, что
"учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия
всех учеников. Это співнавчання, взаимообучения (коллективное, групповое, обучение в
сотрудничества), где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами
обучение, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они
знают, умеют и осуществляют".
Интерактивное обучение предполагает моделирование жизненных ситуаций на уроке, использование
ролевых игр, коллективное решение учебных и жизненных проблем. Оно
реализуется через применение интерактивных форм и методов работы, обеспечивает
суб'єктивацію и оптимизацию учебного процесса.
Технология современного урока является необходимым звеном схемы ученик - технология -
учитель, по которой учитель становится педагогом-технологом (мастером педагогической
дела), а ученик становится активным участником процесса обучения. По мнению ученых,
педагогическое мастерство учителя развивается через фундаментальные знания по
профессии, высокую общую культуру и основательную дидактическую (лінгводидактичну)
компетентность.
Для технологического обучения обязательным является постоянная обратная связь между
учителем и учащимися, что требует четкого планирования и моделирования каждого урока.
Организация современного урока опирается на его интерактивную технологию - такую
организацию учебного процесса, при которой становится обязательным участие каждого ученика
в коллективном взаємодоповнюючому, взаимодействующем процессе учебного познания:
ведь ученик должен публично отчитаться о выполнении поставленной перед
классом или группой учебного задания.
Эффективной формой технологического подхода к уроку украинского языка является
моделирование учебного процесса. В отличие от традиционных поурочных разработок,
ориентированных только на учителя, технологическое моделирование урока проектирует
учебно-познавательную деятельность самого ученика и обеспечивает высокую стабильность
языковых знаний и речевых умений и навыков. Главные черты таких уроков:
□ современность
- постоянное стремление к новизне и совершенствования содержания урока;
□ оптимальность
- попытка достичь учебно-воспитательных целей при экономном использовании времени;
□ интегральность
- синтез знаний языка, литературы, истории, краеведения и т.п.;
□ научность
- опора на достижения современной лингвистики, лингводидактики, лінгвопсихології;
□ воспроизведение
процесса обучения и его результатов;
□ программирование
деятельности учителя и учеников;
□ использование
разнообразных средств обучения, ТСО;
□ качественная
и количественная оценка результатов урока.
Новые подходы к технологии урока создают благоприятные условия для развития
творчества учащихся, формирование языковой личности, но эти подходы ставят ряд
требований к учителю. Это прежде всего умения диагностировать цели обучения, в совершенстве
владеть языком, моделировать профильную подготовку будущего филолога (в классах,
школах гуманитарного профиля), разрабатывать опорные конспекты, создавать новые
виды наглядности, свободно владеть проблемным обучением, организовывать групповую и
индивидуальную работу с использованием компьютеров.
Основным средством модульного обучения является модульная программы. Такие программы
состоят из отдельных модулей, охватывающих несколько уроков разных типов.
Язык характеризуется своими закономерностями, структурой, подвергающихся
логическому осмыслению моделирования. Для создания модели языкового явления
используются графические обозначения, символы, схемы и т.д. Часть из них представлена
из действующих учебниках Родной язык" и "Украинский язык". Учитель
может применить свои условные обозначения, моделируя отдельный урок или всю
учебную тему или раздел. Такая модель формирует концентрированный образ языкового явления
и становится действенной информацией о структурную целостность темы. Так, например,
модель темы "Главные, второстепенные члены предложения" (в 5 классе) может
включать такую систему уроков:
Урок
1. Ознакомление учащихся с главными и второстепенными членами предложения.
Урок
2. Осмысление и усвоение членов предложения, способы их выражения.
Урок
3. Передмовленнєві задачи. Выяснение структурных и стилистических функций
второстепенных членов предложения.
Урок
4. Речевые задания. Конструирование связных высказываний (устных и письменных)
с употреблением простых распространенных предложений.
Урок
5. Контрольная работа.
Моделирование урока (темы, раздела) предусматривает комбинирование различных методов и
приемов обучения, видов наглядности, опорных конспектов, иллюстративного материала
т.д. Предлагаем несколько вариантов моделей уроков родного языка:
ВАРИАНТ И.
1.
Вступительный этап. Словарный диктант. Проверка домашнего задания по
схемами-опорами,
опорными конспектами или текстами-опорами. Проверка и оценивание знаний учащихся
(взаємоперевірка, групповая проверка).
2. Операционно-познавательный
этап. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, определение цели,
задач урока. Объяснялки нового материала с опорными таблицами, схемами,
текстами. Закрепление изученного (самостоятельная работа класса, дифференцированные
задача). Проверка. Оценивания.
3. Коррекция
работы учащихся учителем. Уточнения, дополнения. Итоги.
4. Домашнее
задачи.
ВАРИАНТ II.
1. Вступительный
этап. Актуализация опорных знаний учащихся.
2. Мотивационный
этап. Мотивация учебной деятельности. Этап "думание" над темой,
целью, задачами урока. Определение цели занятия учениками. Выделение проблемных
("узловых") вопросов. Окончательное формулирование цели и задач урока
учениками.
3. Операционно-познавательный
этап. Словарная работа, создание текста. Объяснение теории по схеме
(таблицей)-опорой. Закрепление языкового материала (групповая работа). Проверка
оценивания знаний учащихся в группе. Взаємоперевірка и оценки между группами
(межгрупповая работа).
4. Коррекционно-оценочный
этап. Дополнения и обобщения. Итоги.
5.
Рекомендации к выполнению домашнего задания отдельными группами учащихся
(дифференцированные
домашние задания).
Такие модели уроков предусматривают особистіший подход к учебному процессу,
организации самостоятельной работы учащихся, широкое использование учебников и т.д.
Главное, что они открывают путь к творчеству, дают возможность учителю
"наполнять" структуру урока доступным дидактическим материалом.
Примеры моделирования уроков находим в периодической литературе.
Использование современных технологий обучения повлекло и технологические требования к
урока, которые отражают весь процесс обучения, его результативность и
эффективность, умственное, эмоциональное развитие языковой личности учащегося.
Прежде всего современная технология урока требует четкого направления на общий
интеллектуальное развитие ученика: какие пробелы в знаниях, умениях и навыках будет
заполнено, а что будет восстановлено; что требует существенного осмысления и
запоминание, какие конкретные цели будет поставлено и выполнено
(дифференцированные задания для группового обучения, речевое развитие учащихся
т.п.).
Не менее важным является организационное, материальное и методическое обеспечение урока:
четкая организация класса, подготовка учащихся к уроку, заранее подобранный
дидактический материал и наглядные пособия, ТСО, продуманная четкая структура урока
(методы, приемы, формы работы).
Оптимизация урока обеспечивается психологическим режимом работы и темпом работы.
На уроке необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания,
обеспечит желание учеников сотрудничать с учителем и между собой, познавать и
усваивать лингвистическую информацию, принимать активное участие в творческом процессе
общение. Оптимальный темп урока тоже обеспечивает его эффективность. Умелое
чередование форм коллективной, самостоятельной работы по индивидуальным карточкам,
использование уровневых задач создает условия для творческого сотрудничества и посыльного
темпа для каждого ученика.
На уроке необходима систематическая последовательность и преемственность учебных действий и
операций. Мотивированность и завершенность каждой из них способствует осознанию
перспективности учебного процесса, осознанию, что изучение языка, его системы
активно влияет на развитие собственных умственных способностей, умений пользоваться
языке в различных жизненных ситуациях. Каждый вид работы на уроке должно быть логично
завершенной операцией, цепная последовательность которых обеспечивает системность и
систематичность в обучении языку.
Современный урок языка - чрезвычайно конденсированный процесс и требует применения
изучение нового материала крупными логически завершенными частями - блоками. Кроме
этого, каждый урок должен отличаться предельной насыщенностью, полезной работой, что
активно влияет на формирование языковых, речевых умений и навыков.
Каждый вид деятельности на уроке требует контроля и самоконтроля как со стороны
учителя, так и учеников относительно себя и своих товарищей. Этому способствуют рецензирование
ответов учащихся, групповое попарное обучения, применение тестов, компьютеров
т.д. Важно развивать навыки самоконтроля у учащихся, формировать у них критическое
мышление, содержащий самооценку собственной деятельности и ее результатов.
И еще одна технологическая требование к уроку - непрерывное совершенствование учебного процесса, ощущение его
новизны, творческий подход к каждому уроку.