Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ПЯТАЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3. Эстетическая и художественная деятельность

Понятие дизайна.

В условиях современной цивилизации важное значение приобретает дизайн - самая развитая и осознанная отрасль человеческой деятельности по законам красоты вне искусства. Дизайн в узком, специальном значении термина - это проектная художественно-творческая деятельность, направленная на разработку элементов предметно-пространственной среды человеческой жизнедеятельности, которые изготовлены индустриально, с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами. Итак, дизайн - это формирование гармоничной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объекты дизайна - промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и т.д.); элементы и системы городской, производственной и жилой среды; визуальная информация; функционально-потребительские комплексы. Соответственно различают отдельные виды дизайна: дизайн промышленных изделий, дизайн среды, графический дизайн, дизайн социально-культурной сферы и др. В середине каждого вида возможна также специализация дизайна.

Осуществление идеи создания целостного объекта требует глубокого знания основных законов и тенденций развития экономики, производства, потребления, а также понимание духовных потребностей общества. Поэтому дизайн базируется на научных основах моделирования объекта, объединяет научные принципы с художественными в проектном образе и находит применение в других областях общественной деятельности - это так называемый социальный дизайн.

Возникновение дизайна связано с развитием промышленности в конце XIX ст., когда узкая специализация производства привела к разрушению универсальности творческих сил человека и, как следствие, к утрате эстетической ценности предметов, которые производились промышленным способом. В 1851 году в Лондоне состоялась промышленная выставка, впечатления от которой выразил один из ее посетителей: «Несмотря на развитие науки и техники, успехи цивилизации в художественной делу уступают достижениями прошлых веков. Такое же позорное признание напрашивается сопоставления современных изделий с изделиями наших предков. При всем техническом прогрессе наши изделия уступают им по форме и даже по их практической приспособленностью и целесообразностью»

Развитие в начале XX в. в Украине идей дизайна связано с деятельностью известных представителей эстетики Николая Страхова, Эмиля Страховая, Василия Енгельмейера, Павла Столярова и др. В 1920 году созданы первые организации, которые специально занимались разработкой дизайнерских проблем. В 1962 году создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Этот центр дизайнерской теории и творчества имел филиалы во многих городах, в частности в Киеве, Харькове, Львове, Одессе. В середине 60-х годов XX в. определяется понятие дизайна. Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние особенности изделий, но главным образом - структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия в единое целое с точки зрения потребителя и производителя. Тогда же выделены специфические особенности дизайна как разновидности эстетической деятельности. Цель дизайна (художественного конструирования) заключается в формировании гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Художественное конструирование как метод дизайна предусматривает выдвижение новой художественно-проектной идеи и разработка новой функциональной структуры. Предметы, которые являются результатом деятельности дизайнера должны соответствовать следующим требованиям: в совершенстве выполнять свое практическое назначение; быть удобным и безопасным в процессе эксплуатации, т.е. удовлетворять требования эргономики; быть эстетически выразительными, то есть иметь информационно-виражальну форму и быть целостными композиционно. Для достижения композиционной целостности дизайнер использует возможности ритма, цвета, масштаба, соотношения света и тени, пустоты и объема в сочетании с особенностями звукового оформления, освещения и т.п. Социальное назначение дизайна состоит в том, чтобы создавать предметы промышленного производства, которые способны удовлетворять утилитарные и эстетические потребности человека», то есть стать достойными посредниками между производителями и потребителями.

В теории дизайна с 80-х годов XX в. доминирует идея проектной культуры. Содержание термина «проектная культура» постигает комплекс средств и форм институционально организованной проектной деятельности, которая функционально связана с системами управления, планирования и особого рода производством проектной документации, в языке которой предполагается желаемый результат действий и образ будущего объекта - вещи, предметной среды, системы деятельности и т.д.

Итак, эстетическая деятельность в совокупности всех ее видов и форм пронизывает все сферы, отрасли человеческой деятельности, естетизує ее, приближает к осуществлению идеалов красоты, преподносит саму человеческую субъективность.