КОНТ (CONTE) Огюст (1798 - 1857) - франц. философ, социолог, основоположник позитивизма и социологии как науки, первый очертил ее предмет, структуру, функции. Родился в г. Монпелье, учился в парижской Политехнической школе, читал публичные лекции с курсов позитивной философии, работал репетитором, затем экзаменатором в Политехнической школе, был известен в культурных кругах Парижа. В последние годы жизни увлекся утопическими проектами "положительной религии", морализаторством, умер в нищете и одиночестве, забытый своими учениками и сторонниками.
С 1817 до 1824 г. К. был секретарем К.Сен-Симона и соавт. нескольких публикаций ("Промышленность", "Организатор", "Катехизис промышленников" и др.)- В 1824 г. разрывает отношения с Сен-Симоном после обоюдных претензий на идеи книги "Система позитивной политики", которую К. продал Сен-Симону, а тот выдал ее без фамилии автора. Этот факт биографии К. существенный в связи с полемикой исследователей творчества этих ученых относительно приоритета и личного вклада каждого в социологию, постановки таких актуальных проблем современной науки, как проблемы индустриального общества, теории управления (менеджеризма) и др. Идеи создания новой науки о человеке («социальной физиологии»), необходимость использования ею наблюдения и точных методов исследования, "закон трех фазисів" в прогрессе человечество и др. были сформулированы Сен-Симоном в 1813 г. в его труде "Очерк науки о человеке", но остались без внимания современников. К. создает соціол. теорию, которая стала исходной базой для развития методологии и различных школ и направлений в социологии XIX в. и ее институализации как отдельной науки, первый ввел термин "социология" в наук, обиход.
К. систематизировал и узаг. богатый познавательный опыт истор. развития наук, природы, и сусп. знания в своей классификации наук, которая воспроизводила историю и последовательность их возникновения во времени, отражала логику развития от простого, абстрактного к сложному, всестороннего конкретного знания, раскрывала связь наук с действительностью, практикой. Классификация наук К. показывала их взаимосвязь, где каждая последующая наука невозможна без предыдущей, органично зависима от нее: МАТЕМАТИКА - АСТРОНОМИЯ - ФИЗИКА - ХИМИЯ - БИОЛОГИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА (СОЦИОЛОГИЯ). Науку об обществе он сначала наз. "социальной физикой", "социальной физиологией", "полет, философией", "социальной философией". Эти понятия для него были синонимами новой науки о человеке ("Курс позитивной философии", 1830), но в 1838 г. термин "социальная физика" К. меняет на "социологию", чтобы отмежеваться от "социальной физики" А. Кетле.
К. считал, что социология - наиболее сложная наука об обществе, она не может возникнуть ранее биологи, которая изучает сложные живые системы, которым свойственны механические, химические, физиологические процессы то законы. Сусп. система состоит не из механических агрегатов, а со сложных социальных образований и систем, из которых возникает общество. Здесь невозможно в познании исходить от единичного к общ., потому что содержание отдельного определяется особенностями целого. Этим же К. заложил основы для понимания общества как социальной системы, структуру и механизмы функционирования которой он рассматривает в своей соціол , концепции.
Социология имеет своим предметом изучение общество. Как наука, она состоит из двух разделов: "социальной статики" и "социальной динамики". На основе органической аналогии К. уподобляет (соответственно) их анатомии и физиологии. Социальная статика изучает систему составляющих элементов общества, его структуру. Первоосновой общества является семья, В процессе сусп. разделения труда из нее формируются различные социальные группы, классы, государство, религ. объединения и т.д. Эти взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы в процессе функционирования обеспечивают стабильность социальной системы, социальный порядок, сотрудничество людей и непрерывность ее развития. Законы развития общества исследует "социальная динамика".
Предмет "социальной динамики" - общ. законы развития и изменения социальных систем. К. считал, что идеи, убеждения, уровень развития человеческого разума и знаний является основой сусп. жизни. Врожденные потребности обусловливают стремление человека к общению. Ради этого она отказывается от своих эгоистических желаний и агрессивных стремлений под влиянием полет, принуждения и единства верований, становится более альтруистичной. Об этом свидетельствует появление семьи, кооперации, становление различных социальных институтов, система которых образует общество и порождает консенсус между его членами. В жизни социального организма прогресс разума обусловливает изменение форм и типов общества (человечества) благодаря "закону трех фазисів", которые проходит общество в процессе своего развития: теол., метафіз. и позитивный. Теол. этап в развитии человечества связан с господством містифікованих представлений о мире и влияние сверхъестественных сил на него. Метафіз. стадия в развитии общества тяготеет к объяснению сущности вещей на основе умоспоглядальних абстракций без их достаточного эмпирического знания. Позитивная стадия, считал К., связана с пониманием объективных законов действительности, господством наук, представлений и опирается на данные наблюдения, опыта и знания законов природы и общества, а человеческая деятельность основывается на наук, знании, ибо на положительном фазисе "... человеческий разум сосредоточивается на изучении действительных законов".
К. - основоположник филос. позитивизма, основными принципами которого являются приоритет наблюдения в исследованиях, констатация явлений и их взаимосвязей, ориентация на "точные" методы исследований. Эти принципы К. переносит и на социологию. Это позволило К. выделить общество как ее объект, рассмотреть его как целостную систему, образованную взаимодействием ее элементов, подчеркнуть роль наблюдений для сбора и анализа эмпирического материала, поставить вопрос о необходимости использования "точных" (надежных) методов в социологии (наблюдения, эксперимента, сравнительного и истор. методов) и т. д.
Сам К. не достаточно последовательно придерживался этих принципов, а его соціол. система больше тяготеет к методологии философии истории, однако провозглашенные им идеи и принципы, и главное - соціол. концепция, инициировали и стимулировали процесс интенсивного развития социологии XIX в. Многочисленные ее школы, течения и концепции преимущественно опирались на принципы и положения кантовской системы социологии (органіцизм, социал-дарвинизм, натурализм, а позже - структурно-функциональный анализ и др.).