Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от англ. content - содержание) - формализованный способ (метод) интерпретации текстов, "исследовательская техника для объективного, систематического и количественного описания явного содержания коммуникации" (Б. Берельсон). Используется для изучения массивов однородных документов, зачастую сообщений масс-медиа - прессы, телевидения, радио, кино, а также совокупностей каких-либо текстов, которые содержат одинаковые смысловые единицы и имеют схожую структуру. К ним относятся ответы на открытые вопросы анкеты, личные документы, платформы полет, и общественных организаций. С помощью К.-а. социолог устанавливает не только характеристики документальных источников, но и особенности всего коммуникационного процесса, к которому они привлечены: социальные стратегии коммуникатора (социальных ин-тов, групп, индивидов, которые производят и распространяют знаково-зафиксированную информацию); ценности, нормы, культурные образцы и стереотипы, которые тиражируются в текстах; диспозиции и ожидания аудитории.

Методология К.-а. ориентирована на принятый позитивизмом эталон исследования, согласно которым сбор и количественное представление эмпирических фактов подчинены целью подтвердить теорию и требуют применения суровых и надежных методик. Корректная интерпретация данных К.-а. не должна выходить за пределы возможностей формализованных способов понять суть текстового материала. Методол. ограничения К.-а., обусловленные спецификой познавательного объекта - текста, связанные с: 1) признанием некоторой автономности текстовой реальности, которая не переводится без остатка в социальную, полит, и др.., реальности, репрезентацией которых она является; 2) скерованістю на класс, модель языка, которая допускает сравнительно устоявшейся за значениями лингвистических символов.

Методол. возможности К.-а. сводятся к выявлению ранговой структуры текстов, то есть упорядочение их содержательных фрагментов по частоте применяемости, а также ассоциативной структуры текстов, которая фиксирует взаимосвязь имеющихся элементов содержания. Современные технологии соціол. исследования с использованием К.-а. предусматривают как его самостоятельность, так и комбинацию с методами опроса, наблюдения и эксперимента. Основные правила метода разработаны в амер. социологии пропаганды 40 - 50-х гг. (Г. Лассуел, Бы. Берельсон и др.). Ныне К.-а. широко пользуются в социологии массовой коммуникации и культуры, междисциплинарных исследованиях социальных и гуманитарных наук.

Процедура К.-а. предусматривает определение категорий, единиц анализа и единиц учета. Категории - это специфические понятия, в которых описывается предмет исследования - как правило, тематический или ценностно-нормативное содержание текстов, относящихся к определенному сегменту социальной реальности. Совокупность категорий (категориальная схема) формируется на фундаменте, абстрактных представлений о предмете и опыт его текстовых версий. Категории должны быть исчерпывающими, т.е. емко и экономно описывать все части содержания. Значительное расширение или, наоборот, увеличение категоріальної схемы приводит к разрушение смысловых связей текста. Они также должны быть взаимоисключающими, то есть каждая категория имеет недвусмысленно характеризовать один и только один аспект предмета, чтобы кодировщик мог безошибочно отнести к ней соответствующие фрагменты содержания.

Единицы анализа определяются объектом исследования, они операціоналізують категориальную схему в текстовых рефератах. Это довольно малые или большие фрагменты текста, по которым методично и последовательно наблюдает кодировщик, отыскивая в них ссылки на смысловые категории или их вербально выраженные признаки. В стандартных единиц анализа относятся: слово или символ, часть предложения, одно или несколько предложений, абзац и, наконец, статья. В К.-а. аудиовизуальной информации такими единицами являются: кадр, кино - или телефраза - достаточно небольшой значимый фрагмент содержания с четкими формальными границами, обозначенными, напр., изменением субъектов, видеосюжета, телепрограммы. Единицей анализа может служить и герой сообщения (персонаж, автор, субъект социального действия).

Единицы учета вводятся с целью количественного измерения насыщенности текста или массива текстов искомыми смысловыми категориями. Конечно единицами учета являются: 1) показатели пространства, охваченного в тексте каждой категорией (количество строк, высота стандартной газетной полосы, площадь текста, метраж кино-и магнитной пленки (ленты) и (или) времени, в течение которого она вписывается в контекст аудиовизуальных сообщений; 2) выражение категории (или признак категории) за единицу анализа; 3) частота выражения категории (или признаки категории) через единицу анализа, которая выявляет степень внимания коммуникатора к смысловой единицы. Более изощренные способы количественного описания содержания связаны с фиксацией интенсивности признаков категорий модальности суждений и т.д.

Методик обработки результатов К.-а. включаются приемы ранжирования категорий, измерения их совпадения соответственно критерию X, обнаружение взаимосвязи негативных и позитивных оценок в соответствии со специально разработанным для этих целей коэффициентом Джанніса и др. Важной методол. проблемой является проверка надежности К а., что понимается как конвенционально-допустимая мера субъективности чтения текстов. Надежность устанавливается благодаря получению аналогичных данных другими методами, а также за повторного кодирования одних и тех же текстов разными кодировщиками. Алгоритм процедуры подробно представлен в обязательном методол. документе - инструкции кодировщика.