Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ ( от лат. communicatio - сообщение, передача; coramunicare - совещаться) - социокультурное взаимодействие в масштабах общества через распространение и обмен информацией с помощью технически оснащенных масс-медиа (прессы, радио, телевидения, видеосистем, кино). Состояние К. м. - один из фундаментальных факторов современных обществ, который может расширяться в глобальных масштабах, цементируя целостность человеческого сообщества. К. м. конституируется на основе циркуляции в социуме знаний, ценностей, норм, социальных смыслов, которые выражены в знаковой форме - печатных или аудиовизуальных текстах. Совокупности и комбинации сообщаемых каналами К. м. значений и знаков воплощаются в образах социального мира, которыми символ, охватывается сложная структуро социального пространства, доступного для восприятия массовой, корпоративной, индивидуальной сознанием Такие образы могут быть вполне адекватными или неадекватными действительности, сущностно ее искажать, однако в них всегда представлены императивы, доминанты, особенности и противоречия существующего устройства общества, социального строя и существующей культуры. Именно они являются предметом взаимодействия социальных субъектов в К. м.

Состояние К. м. реализуется на когнитивном и интерактивном уровнях Первый связан с обеспечением инф. основ когнитивной работы предельно широких аудиторий, социальных субъектов различного ранга. Приобщаясь к K. м., они знакомятся с информацией, которая транслируется, и могут использовать ее как познавательный ресурс в формировании собственных представлений, мнений, установок, ценностных ориентаций. В случае же крит. или некрит. осмысление под влиянием пропаганды, тиражируемые ею образы социального мира способны інтеріоризовуватися, проникать в системы ценностей и норм различных социальных групп, категорий населения, делая тем самым побудительный и регулятивный влияние на содержание и способы их контактов. Побуждение к интеракции социальных субъектов, которое сообщается им в процессе К. м., приобретает разнообразные формы - от осуществления ими социальной и ценностной идентификации себя и других, символ, соревнование за приоритет інтерналізованих ими образов социума к инициирования непосредственного взаимодействия в виде различных актов подчинения, сопротивления или солидарности.

Ответственная за К. м. система масс-медиа имеет все признаки социального ин-та. Они постоянно модернизируются технологически, откликаясь на потребности социума в информации и массовом общении или реагируя на изменения общ. культурного характера, а также сами проектируют новые стили инф. взаимодействия. Воспроизведение их інституціального статуса совпадает со стремлением к автономии, что все больше расширяется, не только в распространении и передаче, но и в выработке социального знания и контроле социальных практик. Однако эффективность влияния масс-медиа на процессы социальной дифференциации и социальной интеграции обусловливается тем, насколько их посягательства на самостоятельность согласуются ли противостоят воздействию и требованиям других ин-тов. Масс-медиа подвластны контролю со стороны ин-тов власти - государства, правящих элит, полет, партий, осуществляется с помощью правового регулирования, цензуры или ідеол. прессинга, которые приобретают более мягких форм в демокр. развитых обществах. На масс-медиа оказывают давление экон. структуры, заинтересованные в их функционировании как прибыльных индустриальных комплексов, производящих инф. и развлекательную продукцию для все большего количества потребителей. Масс-медиа подвергаются воздействию и інституціальної культуры, которая санкционирует трансмиссию или узаконенных, или таких, что должны быть узаконенными, ценностей, норм, стилей жизни отдельных социальных, социокультурных групп и обществ в целом, а также культурных образцов повседневности. Выполняя функцию выразителя общественного мнения, масс-медиа не застрахованы от инструментального использования со стороны общественности. Аудитория масс-медиа как субъект К.м. также способна настоятельно объявлять о своих вкусах и пристрастиях, задавать уровень доступности общ. смыслов, транслируемых семиотического и психол. восприятие информации, формируя соответствующие ожидания относительно прессы, радио, телевидения. Кроме участия в макромасштабних процессах, К. м. укореняется и в повседневность, поддерживая взаимосвязь ее публичной и обыденной сфер путем подключения распыленных в пространстве индивидов к значимой для общества информации.