Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ПЯТАЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Специфика и структура эстетического сознания

В процессе исторической практики происходило осознание человечеством механизмов, формирующих способность личности эстетически относиться к действительности, в частности способность воспринимать и переживать в чувственных формах собственное бытие, создавать новую действительность в соответствии со своими эстетическими представлениями. Понимание специфики механизма привело к олицетворение двух основных понятий, связанных с отражением процесса формирования эстетического отношения к действительности: эстетического сознания и эстетической деятельности.

Специфика эстетического сознания, в сравнении с другими формами духовной жизни человечества, заключается в том, что:

- эстетическое сознание в бытии человека и общества является комплексом чувств, представлений, взглядов, идей;

- это духовное образование особого рода, которое характеризует эстетическое отношение человека или общества к действительности. На уровне общества эстетическое сознание существует в форме общественного сознания, отражающая степень эстетического освоения мира, на индивидуальном уровне - в форме личной характеристики отдельного человека;

- эстетическое сознание формируется только на основе практики. Чем богаче эстетическая практика человека или общества, тем богаче и сложнее их эстетическое сознание; процесс формирования эстетического сознания личности в сжатом виде повторяет процесс ее формирования в истории человечества. Этим обусловливается и структура эстетического сознания;

- от других форм духовной жизни эстетическое сознание отличается тем, что базируется на особого рода взаимодействия человека и мира, где преобладает эмоциональное начало.

Видовые особенности эстетического сознания определяются единством структуры ее форм. Теоретически различают два уровня функционирования явления: во-первых, повседневный, бытовой уровень, базирующийся на обобщении эмпирического опыта. Повседневные эстетические переживания лица изменчивы, часто противоречивы; во-вторых, теоретический уровень, базирующийся на общих философских представлениях о мире, человеке и его место в мире.

История эстетики и искусства знает много примеров воплощения представлений в конкретно-чувственную форму. Так, скульптура Микеланджело «Давид» воплощает представления человека эпохи Возрождения о мире, в центре которого, сила и мощь которой не имеет границ. Как осознание силы и мощи, лицо и фигура Давида спокойные, гармоничные, величественные. Повседневный уровень эстетического сознания составляют эстетические эмоции, переживания, чувства и др.; теоретический - эстетические оценки, суждения, взгляды, теории, идеалы и т.д. Границы между этими двумя уровнями условны, ибо специфика эстетического сознания имеет проявления на каждом уровне - всюду можно найти и чувственные и рациональные элементы. Эта особенность присуща эстетической потребности и эстетического вкуса, где одинаково важны и эмоциональные, и рациональные составляющие, поскольку осознаются во взаимодействии с эстетическим идеалом. Следует отметить, что эстетическое сознание - одна из форм духовной жизни общества, что отражает природу, окружающую среду, разнообразную деятельность человека, а также продукты (результаты) деятельности, в том числе произведения искусства, в чувственных образах, что осмысливаются и оцениваются в суждениях эстетического вкуса.