Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ЭСТЕТИКА: РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2. Модели, формы эстетических ценностей

Трагическое и комическое.

В жизни встречаемся не только с явлениями, вызывают радость, но и с тем, от чего много страдаем, не только чувствуем гнев, презрение, но и скорбим. Наиболее общечеловеческий повод для печали - это перспектива собственной смерти или смерти близких. Человек, вероятно, никогда не способна смириться с неизбежностью оставления земной жизни. Известный российский поэт Евгений Евтушенко писал:

«Уходят люди... Их не возвратить,

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

Вот этой невозвратности кричать...»

А талантливая поэтесса Анна Ахматова подчеркивала, что каждый человек пытается понять эти жизненные, экзистенциальные противоречия между желанием жить вечно и неизбежностью смерти. Отражением и осознанием противоречия и стало трагическое в извечном смысле. Но как разрешить это противоречие? Имеет ли человек шанс преодолеть смерть? За все века человечество находило на такие вопросы, разные ответы, віднаходило новые средства смилостивиться над естественной сутью человеческого существа. Но каждый раз акцент делался на качестве жизни, ее смысле, ценности, возможности жить в сердцах, мыслях живых. Культура сохраняет все, что прошло, она - позагенетична память человечества. Осмысляя гибель неповторимой индивидуальности как гибель целого мира, трагедия вместе с тем утверждает силу, бесконечность Вселенной, несмотря на оставление его конечной существом. Да и в собственно конечной существу трагедия находит вечные черты, роднящие личность с человечеством и Вселенной, конечное - с бесконечным.

В трагедии, как считал Георг Гегель, гибель не только уничтожением, а значит и сохранение в преобразованном виде того, что в такой форме должен погибнуть. Георг Гегель противопоставляет существу, подавлен инстинктом самосохранения человека, свободного от «рабского сознания» и способную жертвовать жизнью ради высшей цели. Трагический герой - носитель чего-то, что выходит за пределы индивидуального бытия (власти, принципа, любой сверхъестественной силы), свободно и сознательно выбирает свой путь. Поэтому трагическое - категория эстетики, отражающая диалектику свободы и необходимости, воплощая острейшие жизненные противоречия (коллизии), прежде всего, между исторической необходимостью и практической невозможностью ее осуществления. В центре трагического - конфликт между тем, что человек может (необходимость), и тем, чего жаждет, к чему стремится (свобода). Трагический герой - это личность, которая сознательно и свободно избирает путь, понимая, что неизбежно при такой выбор ждет страдания или даже смерть. В своей истории человечество по-разному понимало те силы, которым противостоит человеческая воля.

«Ржавеет золото и тлеет сталь, крошится мрамор, к смерти все готово, самое крепкое на земле печаль и долговечно царственное слово».

В античную эпоху трагический конфликт понимался как столкновение неизбежного фатума и свободного выбора личности. В искусстве был создан особый тип трагического героя (царь Эдип, Прометей и т.д.). Трагическое совпадало с героическим, определенное судьбой является неизбежным, но величие личности и проявляется в том, что, осознавая неотвратимость поражения она действует свободно, воспринимая и чувствуя все, что случилось по воле богов, как собственное волеизъявление, демонстрируя готовность нести личную ответственность за свою жизнь;

- в эпоху Средневековья источником трагического считали божью волю, по которой человек или свободно идет следом, или, делая собственный выбор, противостоит ей. Наиболее полно конфликт и тип трагического героя воплотился в образе Христа. В Средневековье трагическое означает мученическое. Логика трагического такая: утешься, ибо бывают страдания хуже, а муки тяжелее у людей, которые менее заслуживают на это. Такова воля Бога. Под спудом трагедии жила обещание потусторонней справедливости. Радость земная (не ты один страдаешь) усиливается утешением небесной (на том свете не будешь страдать, потому что тебе воздастся по заслугам);

- начиная с XVII в., трагический конфликт набирает силы и значения столкновение в сознании человека собственных ценностей и ценностей общества. Необходимость познается как созданные обществом социальные условия. Рождается новый тип трагического героя (Гамлет, Дон Кихот, Фауст) создатель личной жизни, его соавтор вместе с жизненными обстоятельствами. Главный пафос трагического - преодоление пределов человеческой несвободы и утверждение высших идеалов. Поэтому трагическое - это утверждение прекрасного.

В искусстве еще в античную эпоху Аристотелем сформулирована цель трагического - катарсис: чувства, изображенные в трагедии, очищают чувства зрителя, читателя, слушателя и т.д. Как алмаз можно отшлифовать только алмазом, потому что это самое твердое вещество на Земле, так и чувства можно шлифовать только чувством, потому что это самая тонкая, самая нежная вещь во Вселенной. В этом проявляется связь между возвышенным и трагическим: возвышенное порождает в ответ высокие чувства. Трагическое раскрывает гибель или тяжкие страдания личности, непоправимость ее потерь; бессмертные общественные ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества; высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека; активность трагического характера относительно условий; философски осмысленное состояние мира; исторически нерешенные противоречия: трагическое, воплощенное в искусстве, что влияет на людей в плане очищения и возвышения их чувств.

Комическое связано с тем, что история осуществляется не только через трагедию, но и через комедию. Философ Георг Гегель говорил об иронии истории, а Карлу Марксу принадлежит известное высказывание, что все в истории повторяется дважды: как трагедия и как фарс. Суть комического, как и трагического, заключается в противоречии. Но качество противоречия, что оценивается как комическое, - другого рода: комизм - результат контраста, разлада, противостояния безобразного прекрасном, низкого - приподнятом, внутренней пустоты - внешнему виду, что претендует на значимость. В комических противоречиях присутствуют два противоположных начала, первое из которых считается положительным и привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным свойством. Комическое, как и любое эстетическое явление, является социальным, находится не в объекте смеха, а в субъекте, то есть в том, кто воспринимает противоречия как комическое. Комическое необыкновенно связано с общей культурой общества и человека. Низкая культура всегда агрессивна. Такой человек в состоянии терпеть расходящиеся взгляды, мнения, предпочтения других. Наоборот, человек, обладающий высокой культурой, способна анализировать поведение, отношения не только других людей, но и самого себя, что является свидетельством присутствия у нее чувство юмора, развитого живого ума, яркого воображения, фантазии. Общество, которое способно относиться с юмором к своим недостаткам, чувствует в себе силы к их преодолению и совершенствованию, то есть расширяет границы собственной свободы.

Источником комического может стать не только подмена смысла и содержания, но и нарушение меры, создание иллюзии.

Николай Гоголь писал, что смех сопровождает развенчание ничтожной, которое претендует на многозначительность, утверждает реальную достоинство человека. Комическое, связанное со свободой человека и общества, с освобождением их от различных пороков, то есть утверждению прекрасного, но через отрицание всего, что мешает совершенствованию жизни. Главными средствами создания комического эффекта является гротеск (контраст реального и причудливого) и гипербола (преувеличение). Юмор - особая форма комического, отличающийся незлобивим отношением к хиб жизненных явлений, поведению людей и способна вызвать лишь приязненную улыбку. Юмор основывается на использовании средств остроумия и игры слов. Сатира - форма комического, суть которой заключается в том, что путем использования особых средств и приемов достигается критика недостатков, пороков, противоречий социальной действительности. Ирония - форма комического, что является скрытой насмешкой, взрывная сила которой замаскирована серьезной форме, обнаруживает конфликт ничтожного содержания с внешне приличной, респектабельной форме. Сарказм - форма комического, что вызывает язвительный смех, который имеет разрушительную оценку различных негативных явлений личной и общественной жизни. Сарказм близок к иронии.

Итак, эстетическое - специфическое чувственное духовное отношение человека к действительности, в процессе которого во взаимодействии со своими идеальными представлениями о совершенное, прекрасное и гармоничное субъект оценивает формы различных проявлений бытия. В зависимости от типа эстетических оценок, вызванные такими явлениями, выделяются основные формы эстетического, его модусы, которые в истории эстетики получили статус основных эстетических категорий: прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое и т.д. Человечество выработало также ряд понятий, которые отражают механизм формирования и развития эстетического отношения (отношения) на уровне общества, человека: эстетическое сознание, эстетическая деятельность и др.

Эстетические принципы, на которые опирается тот или иной художник в своей творческой деятельности, не безразличны человеку, потому что свои произведения художники всегда создают для человека направляют развитие искусства. Эстетика предоставляет знания художникам, способствует сознательному отношению к художественному творчеству. Не только художнику нужна эстетика, а необходима эстетика и обществу, воспринимающий искусство, - читателю, зрителю, слушателю; эстетика несет знания людям, позволяет познакомиться с основными свойствами и законами развития эстетических явлений, с различными эстетическими концепциями и т.д. В этом проявляется познавательная функция искусства.

Эстетика воспитывает личность, ее вкус, развивает ее эстетическое сознание, помогает по-настоящему воспринимать искусство. Способствуя формированию определенных эстетических взглядов, идеалов, представлений, наука эстетика ориентирует в мире эстетических ценностей, вызывает ценностные представления, которыми люди могут пользоваться в практической деятельности, играет воспитательную роль в жизни общества. Обобщая результаты исследования эстетических явлений, которые дает, например, искусствоведение, эстетика влияет на его развитие, раскрывает главные принципы познания эстетических объектов, определяет пути их исследования. Итак, эстетика выполняет и методологическую функцию.

Знание эстетики нужно не только художнику, который пишет картину, а и шевцю, который шьет костюм, и столяру, что изготавливает шкаф, и инженеру, который создает автомобиль, поскольку познания и преобразования мира осуществляют по законам красоты. Эстетика заслуживает на внимание человека, ведь дает знания, как вести себя в мире (этикет), как одеваться со вкусом, красиво и удобно организовать свое рабочее место (дизайн); способствует развитию духовного мира личности и помогает использовать на практике эстетическое знание. Наука эстетика дает человеку знания, формирует творческие качества, потребность воспринимать красоту и получать от нее наслаждение, желание общаться с искусством и понимать его.

Категории и понятия эстетики тесно связаны, между собой, между ними существует логическая связь и подчиненность. Эстетика выявляет и изучает эстетические законы. Эстетические законы - это эстетические отношения между эстетическими явлениями, в которых раскрываются связи, тенденции, противоречия, существующие между эстетическими явлениями. Эстетические законы - это законы эстетической деятельности, законы искусства как формы общественного сознания, законы художественного творчества, законы художественного процесса, законы художественного восприятия, законы эстетического воспитания и др.

Эстетика играет значительную роль в общественной жизни. Это раскрывается через функции, которые выполняет эстетика в обществе. Важнейшими функциями эстетики, познавательная, формирующая (воспитательная), методологическая, мировоззренческая и др.

Эстетика нужна художнику, является мировоззренческой основой для творческой деятельности художественной интеллигенции. Художник может интуитивно использовать законы эстетики, не осознав их теоретически, а познакомившись с ними в процессе художественного творения, из опыта предшественников и современников. Но такое осознание иногда не дает возможности глубоко и безошибочно решить творческие задачи. Каждый мастер имеет свою собственную художественную концепцию мира, свое восприятие мира. И желая или, наоборот, не желая передает свое отношение к миру в произведениях (например, сравним восприятие мира героев Михаила Шолохова в повести «Судьба человека» и Франка Кафки в романе «Америка»), Мировоззрение не только пронизывает и направляет талант и мастерство, но и сам формируется под их влиянием в процессе творчества. Наибольшее влияние на творчество та сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, сознательно или бессознательно реализуется в художественных образах. Творчество и осознание его законов, как правило, являются сопутствующими. Софокл, Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир, Жан-Батист Мольер, Иоганн Вольфганг Гете, Лев Толстой, Иван Франко - не только выдающиеся мастера искусства, но и выдающиеся исследователи его тайн.

Итак, эстетика - наука о чувственно - эмоциональное восприятие действительности, о деятельности, в основе которой лежит представление о красоте и ее результаты, в частности искусство. Эстетика - философская наука, которая тесно связана с гуманитарными науками, имеет связь с экономическими и техническими науками, выступает теоретической основой для художественных наук: истории и теории искусства, технической эстетики, эстетики быта и поведения. Эстетика - это целостная система знания, которая имеет свои категории, понятия и законы, играет значительную роль в жизни человека и общества.