Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ПЯТАЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Специфика и структура эстетического сознания

Эстетическое чувство.

Сферу обыденного эстетического сознания составляют эстетические эмоции - своеобразный психологический отклик (реакция) на явления окружающего мира. Эстетические эмоции изменчивы, неустойчивы и непродолжительны; эстетические переживания - эмоциональные переживания и осмысления эстетических отношений. Эстетические чувства интегрируют, с одной стороны, эстетические переживания (радость от общения, встреча с красотой, волнение от восприятия возвышенного), с другой - выступают как способность человека переживать эстетическое впечатление.

Чувства человека разносторонние по характеру, структуре и психологическими механизмами. Некоторые из них - первичные - сближают человека с животным, другие - специфически человеческие. Среди человеческих чувств эстетические же чувства можно определить как сложные из духовных переживаний. Эстетические чувства не даны человеку от рождения, а формируются в первые три - четыре года жизни ребенка. «Естественные чувства Маугли», находили в детях, в животной стае, это свидетельствует, что полноценная человеческая чувственность в них так и не развилась, несмотря на длительное их дальнейшую жизнь среди людей; период формирования эстетических и, вообще, человеческих чувств был для таких детей безвозвратно потерян.

По поводу того, что эстетические чувства развиваются под влиянием различных форм практической деятельности и общения, известный философ Эвальд Ільєнков писал: «Рожденное дитя человеческое имеет перед собой не только внешний мир, но и колоссально сложную систему культуры, которая требует от него таких «способов поведения», которые генетически (морфологически) в его теле вообще никак не «закодированы», вообще никак не представлены. Формы созерцания, как и формы мышления, ни в коем случае не исследуются физиологически, то есть вместе с аномією органов мышления и восприятия, а каждый раз воспроизводится в индивидууму путем тренировки органов и наследуются через воспитание, через приобщение к культуре, формы тех предметов, созданных человеком для человека, формы и организацию предметно-человеческого мира. Культура, созданная в рамках совместной жизнедеятельности человека, является материальным носителем форм мышления и форм созерцания, благодаря чему передаются от одного поколения к другому».

Человек воспринимает то, что освоено культурой, через различные формы деятельности, общения, обучения, игру. Биологическое и генетическое у человека - это лишь предпосылки для социальной деятельности. Формируясь в детстве, действительно, превращаются в психологические механизмы и действуют как «природные» способности человека. Поэтому и кажутся такими же «природными» особенностями человеческого существа, как и анатомическое строение ее тела. Тем более, что эти способности присущи всем людям, различаясь лишь степенью их развитости и культурно-этническим своеобразием проявления. Итак, духовное «имеет протяженность, объем, уходящий куда-то в глубину, ширину. Это своеобразное коллективное «тело» истории и человека, которое предлагает определенную среду из утвари и инструментов души и является антропогенным пространством, сферой. Только в процессе богатой социальной практики происходит освоение индивидуумом социального опыта, зафиксированного в культуре, олюднюються его первичные биологические потребности и способности. Таким же образом формируются и эстетические чувства. Иначе говоря, эстетическое чувство - это духовное образование, которое означает определенный уровень социализации индивида, возвышение его потребностей к истинно человеческих. Вспомним различие между романтизмом (например, героями романтических поэм Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Тараса Шевченко, повестей Николая Гоголя) и классицизмом (героями драм Корнеля и Расина). Первые известные тем, что их восприятие мира (мироощущение) абсолютно свободное и индивидуальное. Полностью увлечены собственным внутренним миром, поэтому сравнивают и оценивают все вокруг по тем следам, которые оставляет действительность в их чувствах. Герой эпохи классицизма, наоборот, полностью ориентирован на общественные нормы жизни. Появление собственных чувств расценивается как им самим, так и обществом как проявление слабости и не сформированности характера. Чем сложнее социальная, культурная, этническая, демографическая структура общества, тем больше будет разновидностей эстетического чувства. Существующие в обществе типы эстетических чувств выступают только как модели развития, степень которого зависит от усилий самой личности, т.е. обусловлен мере социализации индивида. Неразвитое эстетическое чувство является свидетельством низкой духовности общества или отдельной личности. Мера развития эстетического чувства влияет на характер общественной деятельности человека, предопределяет степень ее тяготение к прекрасному, гармонии, совершенства в любом виде деятельности.

В легенде Средневековья о постройке Шартрского собора во Франции рассказывается о том, что прохожий подошел к человеку, которая везла тачку, нагруженную камнями. На вопрос: «Что ты делаешь?», человек ответила: «Везу проклятую тачку». Второй человек с тачкой, к которой обратился прохожий с тем же самым вопросом, ответила, что зарабатывает на хлеб для себя и своей семьи. А последняя, которую спросил прохожий, сказала, что строит храм (то есть чувствует свою причастность к гармонизации мира). Итак, эстетическое чувство способствует совершенствованию внешнего мира путем деятельности человека и гармонизирует его духовный мир. Главным средством воспитания эстетического чувства является искусство. Мощный эстетический потенциал в этом смысле имеет творческий труд (творчество). Много эстетических впечатлений дает общение с природой, здесь формируется культура чувств: эстетическое чувство - основа эстетического сознания, на которой развиваются другие, более сложные, элементы эстетического осознания мира.