Лекция 3
РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО МИРА
3.3 Религия Древнего Китая Даосизм
Основателем лаосской традиции считают Лао Даня, или Лао-цзы, который, по преданию, был старшим современником Конфуция и занимал должность архивариуса при дворе правителя Чжоу. Знакомство с историей человечества сделало Лао Даня, очевидно, уверенным мизантропом: жил он затвірником, дал суровую отповедь мечтам молодого Конфуция восстановить порядок и спокойствие и наконец уехал из Китая где-то на Запад, оставив на прощание начальнику пограничной заставы свою «Книгу в пять тысяч иероглифов», которая под названием «Канон Пути и его Силы» («Дао-децзин») стала главным каноническим произведением в даосизме - второй по конфуцианству большой традиции китайской мысли и религии. О самом Лао-цзы ходят многочисленные, довольно мистические и ми-фологічні, легенды: рассказывают, что он родился уже седовласым из собственной утробы, являл себя миру семьдесят два раза и т.д. Эти фантастические легенды кажутся вполне уместными в отношении человека, само имя которой буквально означает «старый ребенок», то есть указывает на человека, который стоит вне общества и светской жизнью. Касательная к имени и книга Лао-цзы, сложенная из темных, полных парадоксов и загадочных метафор афоризмов. К примеру, «большая человечность бесчеловечная», «Большая Путь непроходная», «великий квадрат не имеет углов» и др.
Но самым первым из парадоксов истории даосизма можно считать тот факт, что эта национальная китайская религия возникла в истории государства в виде философской школы. Это объяснялось тем, что, как считали создатели «дао цзяо» - «Учение Пути», философия доступна всем интеллектуально развитым людям, тогда как эзотерическая практика по силам только посвященным и потому до времени в тайне.
Еще один парадокс заключается в том, что почти все термины даосизма не является сугубо лаоськими. К IV - V вв. «дао цзяо» называли и конфуцианство, и, даже, чан-буддизм. Но если для северного конфуцианства характерно было обращение к этической проблематике в трактовке термина Дао, рационалистическое переосмысление основ цивилизации, то на юге, где властвовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатические шаманские культы, Дао предстает как предельная первооснова и высшая закономерность Вселенной. Дао самоприроднє и спонтанное, принцип (закономерность) всего мирового целого, и каждого его элемента в частности. О сущности Дао, за афоризмом Лао-цзы, «тот, кто знает, не говорит, а тот, кто говорит, не знает».
Человечество, по мнению даосов, отступило от Дао, потеряв собственную простоту и самоприродність истинной Пути, увлекшись ложными ухищрениями и псевдовченим багатознанням. Совершенный мудрец подражает принцип «не деяния», то есть не нарушение естественного порядка сущего и невмешательства в природу вещей. Он, как и Дао, самоприродній и следует за своей природой, несмотря на внешние и ложные условности. Уподобившись «еще не родившемуся младенцу», он возвращается в лоно Дао - Великой Матери Поднебесной (Небо и Земля) и обретает совершенство и бессмертие.
Что до правителя, то он должен стать простым и незатейливым, отказаться от лишних книжных хитростей и вернуться к единению с природой, без сложного государственного устройства и даже без причудливой письменности. Правитель тоже должен «действовать», а подданные должны лишь знать о его существовании, не более.
Уже в начале своей истории даосизм разделился на философский (дао-цзя) и религиозный (дао-цзяо), в начале которых стояли соответственно Чжуан-цзы и Чжан Дао-лин. В основе Дао религии тоже лежал принцип у вэй (не-деяние), но ради растворения в стихии Дао-жизнь. Именно тогда святой (си) поймет, что истинная реальность мира единая, целостная и «голографическая»: в ней все переходит во все, а в каждой частице сохраняется целое. Поэтому простыми условностями есть добро и зло, прекрасное и безобразное, сон и бодрствование, жизнь и смерть. Святой, становясь «единотелесним» с миром - Дао, находится одновременно в двух мирах - Небесном и Земном, неизменном и потому, что вечно меняется. Он становится бессмертным.
Религиозный даосизм вобрал в себя магию, алхимию, лечебные практики, демонологію и другие элементы народных культов и шаманских верований. Абсолютизация идеи бессмертия стимулировала поиски даосами, что даже были в свое время объединены в своеобразные религиозные общины, которые занимались «пестованием жизни», то есть открытием тайны бессмертия. Методами медицины, прежде всего ятротерапії (употребление отравы маленькими порциями), диетологии, сексологии, а скорее еротології, пневмології (дыхательной практики, через «дегерметизацію» которой возникли ци гун и гун фу), астрологии, натурфилософии и геомантики (из нее возникла система фен шуй) и т.д верные пытались достичь одного из 3 типов бессмертие: небесные бессмертные (живут как боги на звездах), земные бессмертные (средний тип, живут на земле, но высоко в священных горах, подобно природным духам) или «освобождены от трупов» (те, что живут по смерти среди людей, воскресших). Среди этих последних пытались быть и сановные лица, и даже императоры и императрицы, которые употребляли соли ртути и другие яды, чтобы стать ши цянь цзе. Интересно, что широко распространенная вера в возможность достижения такого состояния мешала даосам принять христианство, поскольку для них воскресение Христово не составляло чуда или какого-то экстраординарного события. Ведь удивительно большой лаосский пантеон в значительной степени состоит именно из «воскресших». Он насчитывает тысячи богов, героев и духов, которые могут принести процветание, благополучие, здоровье, а могут, в случае чего, и разозлиться.
Чтобы знать их волю, не ошибиться в принятии повседневных решений, китайцы регулярно обращались в многочисленных прорицателей, которых находили в любом храме. В отличие от священников лаосских храмов, которые принимают жертвы и производят ритуал, шаман лишь предсказывают волю богов, не несущие какой-либо ответственности за истинность пророчества. Часто такими медиумами выступают незамужние или вдове женщины, «божьи мальчики», то есть маленькие дети, мужчины, склонны к одержимости.
Сама лаосский литургия, как и конструкция храма, достаточно сложная, поскольку учитывает гєомантичні и числовые принципы, сложные музыкальные и гармонические построения, символику цвета, графических и скульптурных форм и т.д.
С приходом в Китай буддизма установилась так называемая сан цзяо, то есть «триада религий» из буддизма, конфуцианства и даосизма, которая существует в Китае и до сих пор. Уместно заметить, что и в Украине, в частности в Киеве, есть общины даосов, что, наверное, связано с распространением генетически родственных с ним дыхательных и военных практик. (См. лекцию «Современные нетрадиционные религии»).