Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 3

 

РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО МИРА

3.4 Традиционные религии Японии

 

Традиционная религия Японии - Синтоизм - как и другие, локально-национальные религии Востока и Запада, рассмотрены в этой лекции возникла на почве первобытных верований и культов: тотемизма, анимизма, магии, культа мертвых, культ вождей и т.д. Но именно синтоизм явил удивление живущую и плодотворную основу, которая постепенно впитывала и обогащала заимствовано, переплавляя его в сугубо японское Он позволил создать редкое даже для изысканного Востока японское чувство прекрасного: скромность и простота, лаконизм и необычайное изящество, любование естественностью и способность к созданию технических см и т.д. Важно добавить к этому высокое нравственное чувство, лояльность к патрону, редкую любовь к труду - все то, что характеризует нравственно-религиозный аспект синтоизма.

Синто («путь духов») - определение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревле почитались японцами. Тексты VII - VIII вв. - Кодзики, Фудокі, Ніхонгі - позволяют восстановить картину верований и культов раннего, добуддиського синтоизма. Значительную роль в нем играл культ умерших предков - духов во главе с клановым предком удзи-гамме, символизирующий единство и сплоченность членов рода.

Объектами почитания были божества земли и полей, дождя и ветра, лесов и гор (самая первая, Фудзияма). Самыми распространенными были ритуалы и праздники, связанные с земледельческим циклом. Умерших сопровождали в мир иной с близкими им людьми и вещами. Но все они - глиняные копии (ханиви) - старательно изготавливались по специальной технологии в полном размере.

Космология синтоизма, поданная в мифах, выводит мир из божественного брака первых богов - Ідзанагі и Ідзанамі. Ідзанамі умерла во время первых родов (первенцем было божество огня). Не имея возможности спасти из царства мертвых свою жену, Ідзанагі из своего тела породил мир. В частности, из его левого глаза появилась богиня солнца Аматэрасу, потомком которой был большой Дзимму - первый легендарный император Японии, собственно «Ниппон» - «Страны восходящего Солнца». Именно поэтому титул императора - тэнно - небесный государь или микадо - потомок небесных богов. Аматерасу выступает и как покровительница земледелия, ремесел и т.д.

Пантеон синтоизма чрезвычайно большой, как это было в индуизме или даосизме, не контролировался и не ограничивался. Со временем на месте первобытных шаманов и глав родов, отправляли культы и обряды, предстали специальные жрецы, каннусі («те, что ведают духами», «хозяева ка - ми»), должности которых были, как правило, наследственными. Для совершения обрядов, молитв и совершения жертвоприношений строились небольшие храмы, которые часто перестраивались, возводились на новом месте почти что двадцать лет (считали, что именно такой срок ками приятно находиться в стабильном положении на одном городе).

Храм синто делится на две части: закрытую внутреннюю (хондс), где обычно хранятся символы ками, талисман - синтай («тело бога», которым может быть копье, камень, растение и т.д), и наружный зал для молений (ханден). Верующие заходят в хайден, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик монетку - пожертвование, кланяются и хлопают в ладоши (чтобы привлечь внимание ками), говорят молитву (можно мысленно) и уходят. Раз или дважды в год в храме бывает пышный праздник с ярким богослужением и богатыми жертвоприношениями, шествиями с паланкінами, куда на время переселяется из ситея дух божества. Жрецы выглядят достаточно празднично. В другие дни священники выглядят и ведут себя почти так же, как и верные.

Интересно, что по мере проникновения в Японию даосизма, конфуцианства и буддизма все эти религии плавно сливались с синто. Ведь сам синтоизм, как государственная религия, в стране существовал в нескольких формах:

• тенноїзм - культ императору (тэнно) и его предков;

• династический синтоизм - культ, что особенно почитается императорской семьей, которая якобы находится в родственных отношениях с ками;

• храмовый синтоизм - культ различных, в том числе и местных, ками;

• домашний синтоизм - культ собственных предков семьи.

В Японии всегда существовал и так называемый вульгарный синтоизм, который включал в себя систему древних шаманских культов и поверий.

С VIII в. благодаря секте Кэгон и введенной ею идеи хондзі суйдзяку - боги синто представляют собой тех же будд в очередном перерождении, начинается сближение синто с буддизмом. Так поставь храм Тодайдзи - центр всех японских религий в столице. Этот путь сочетание буддизма с синто продлил Кукай (774 - 835 гг.) и его секта Сингон (санскр. «мантра»). Они развили идею «ребусито» - двойного пути духов, которые были описаны в буддизме как будды и бодхисатвы. Значительный вклад в сближение синтоизма с буддизмом внесли регенты и сьогуни, которые обогатили буддийские идеи и практику моралью лояльности, самопожертвования, честью перед глазами предков, характерными для синтоизма. Все это повлияло и на распространение в Японии дзен-буддизма. Та же судьба постигла и конфуцианство.

В XIX в. в Японии возникли многочисленные неосинтоїстичні секты. Они имели ярко выраженный шовинистический характер, отрицали характерные для синтоизма элементы буддизма. Реставрированные императоры (например, Мэйдзи и Муцухито) усилили культ Аматерасу не только на государственном уровне, но и повелели установить зо-браження этой богини в домашнем алтаре (камідан). Синтоїські нормы лежали в основе патриотизма и преданности императору (не родине, а личности) японских самураев, из рядов которых во время Второй Мировой войны черпались кадры самоубийц-камікадзс. Наконец, на происхождении императорского дома от Аматерасу опиралась идея построения «Великой Азии» по принципу хоккоїтиу («восемь углов под одной крышей», то есть под эгидой императорской Японии).

Целью жизни согласно синтоїзмом является осуществление идеалов предков. В отличие от буддизма, который одновременно признают многие японцы, видя в нем гарант своего потустороннего благополучия, с синто они связывают свои надежды на лучшую земную жизнь. С 1946 г. синтоизм официально отделена от государства. Формально был отвергнут культ императора, хотя покойные императоры продолжают вшановуватися как «боги» и в их честь в стране построено немало храмов. Существующий теперь в Японии храмовый синтоизм организационно разделен между отдельными храмами и их ассоциациями. Центром религиозной жизни синто храм Ясукуни в Токио, посвященный божествам жертв войны, к которым, кстати, относятся полководцы и камикадзе.