Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История педагогики Украины

 

Раздел IV

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII-XIX вв.

5. Педагогические идеи и труда Пантелеймона Кулиша

 

Пантелеймон Александрович Кулиш (1819 - 1897) - известный литератор и просветитель. Особой его заслугой является создание оригинального украинского правописания («кулешовка») и украинского «Граматки».

Во второй половине XIX в. насущной потребностью было нормирование унифицированного, пестрого украинского правописания. 1856 г. Пантелеймон Кулиш впервые предложил «упростить украинское правописание и приспособить его к самой легкой произношения слов». Новый фонетическое правописание получил значительного распространения. В 1861 - 1862 годах этим правописанием пользовался журнал «Основа», одним из учредителей, редакторов и издателей которого был Пантелеймон Кулиш. В 80-х годах Кулиш пытался видоизменить свой правописание в сторону еще большей фонетизації, но практика этого не приняла. Когда Эмским указом 1876 г. царь Александр II запретил использовать украинский язык во всех сферах деятельности, вместо «кулешовка» в Восточной Украине всю украинскую литературу до 1905 г. печатались на русском языке в соответствии с русским правописанием, который в среде украинской интеллигенции получил ироническое название «ярижка».

Разработан Пантелеймоном Кулишом правописание с некоторыми изменениями Евгения Желехівського был введен в 1893 г. в школах и официальных учреждениях Австрийской Украины (Галичина). В частности им писал и Михаил Грушевский. Когда в 1905 г. запрет московского царя была отменена, украинцы отказались от «ярижки» и вернулись к своей «кулешовка». Несколько изменив ее, Борис Гринченко издал «Словарь украинского языка». «Кулешовка» составляет основу современного украинского правописания.

В 1857 г. Пантелеймон Кулиш создал и издал «Граматку». И хотя алфавит в ней еще не исправлен даже на первый вариант «кулешовка», она стала заметным событием для своего времени, поскольку была первым учебником на русском языке для народной школы. «Граматка» содержала социально подобранный материал для чтения, который имел познавательный и воспитательный смысл: поучения, псалмы, исторические рассказы. 1861 г. Пантелеймон Кулиш переиздал «Граматку», дополнив ее короткой историей Украины. Оба издания широко использовались в воскресных школах во второй половине XIX ст. Они сыграли положительную роль в развитии национального образования.

Как видим, правописание украинского языка производился в период, неблагоприятный для ее развития. И образованные люди понимали, что нация должна иметь собственную письменную речь, соответствующую устной. Право на родной язык завоевывали многочисленные прогрессивные деятели, литераторы, филологи, историки. И в частности Пантелеймон Кулиш, который настаивал на мнении, что обучение в школе нужно осуществлять на родном языке, понятном ребенку от рождения.

Творческое наследие Пантелеймона Кулиша наряду с историческими, ху дожніми, публицистическими и этнографическими трудами составляют педагогические разведки, которые содержат интересные размышления о воспитании детей в семье и школе. Он считал семью самой первой школой воспитания. В педагогической разведке «Как лелеять детей» автор отмечает: большое зло бывает из-за плохой уход маленьких детей и из-за неразумного воспитания их с самого детства. С сожалением он пишет, что многие мре детей в сповиточку и столько же вырастает неудачников, неумех, калек телом или честью. Он призывает родителей «оборонить» младенцев «лучшим уходом, викохуванням». Пантелеймон Кулиш дает конкретные советы, которые важно соблюдать, чтобы ребенок вырос здоровым. Он критикует ба тьків, которые по рождению ребенка «начинают ее пеленать и в стра-шенному тепле держать, а чтобы у нее было ежечасно чисто, об этом не заботятся. Люди думают, что ребенок глаза себе повидирає, как не пеленать. .. И так уже с детства не дают мужчине воли, которую Господь назначил всякому животному: двигатись, когда захочет, и спать, когда захочет».

Вредным автор считает и обычай продам кожаные кроссовки на ребенка: кто хочет спать, тот уснет и не колисаний; а особенно - ребенок маленький, ей сама природа велела раз засыпать. Убаюкивают детей, чтобы не кричали и не мешали делам взрослых. Вместо этого надо прибегать к лучшего способа сделать ребенка тихим - надо ее кормить не иначе, как определенной эпохи. Родители должны замечать, когда она просыпается и просит кушать. Но не надо сразу запихивать ее кормом. Это очень вредно. Родители могут без большого труда увидеть, что она будет просить своего прокорма ни раньше, ни позднее.

Когда ребенок уже немного подрос, некоторые родители начинают портить ее, потакая всем желаниям. Все, что попросит, дают в руки. А если не дадут, она найдутся криком. Чтобы избавиться визг, дают иногда дорогую вещь или вредную в руки ребенку. Так постепенно ребенок становится домашним деспотом. А все из-за незнания правила или пренебрежения его: «Когда ребенок попросит того, что надо ей дать, сейчас давай; а нет, то не дай ни разу». Слушать ребенок тогда одного киву, как скажешь «нельзя», и будет расти, уважая свое и чужое правило. И всегда родители думают о том, что делают? «А хата же - первая наша школа и первое садилось ума».

Пантелеймон Кулиш обращает внимание на то, как порой родители делают детей завидливими, немилосердными, а через то самим себе и другим вредными. Например, ребенок ест молоко или там какой кныш, или вареник. Наїлось, не хочет уже. Но неразумная мать говорит : «ешь, а то кошки отдам или цюці» - и ребенок ест через силу, чтобы никому другому не досталось. Не лучше ли было бы, замечает автор, «если бы ребенок заранее узнала, что и кошка, и цюця имеют свою заслугу и свое право в доме, и что они - друзья, а не враги мужчине». Есть еще и такие мамочки, которые пугают своего ребенка: «Вот сейчас сама съем». Они не понимают, что «учат ее с детства, как у матери вырывать изо рта насущный хлеб». Так же неопытные родители или нянька, как ребенок упадет или забьется, обращают вину на кота, собаку или на скамейку и учат ударить животное или бездушную вещь. Это все такое мелкое в глазах взрослых, что и думать никто не хочет, «а оно большего стоит, чем курс прав университетских». «Разбери, к чему идет, у кого есть хоть крупица не занятого ума!» - призывает педагог.

Пантелеймон Кулиш приводит целый ряд распространенных ошибок, которые допускают родители в воспитании детей, не задумываясь, что тем самым портят «честиву и материнскую природу дітську». «В каждой вещи больше дело: помни конец, - поучает он. - Вот так и в этом случае, помни, до чего докажешь своих детей».

Если ребенок воспитывается в атмосфере вседозволенности и не должен с детства никакого запрета своим прихотям или баловству, она перестает уважать своих родителей, вырастает излишне требовательной, жестокой, равнодушной к чужой боли. «На всю жизнь рвется через то нить честивості, что связывала бы младших со старшими. Сетуют старше на молодых спустя, но же, не кто иной сеяли свою горькую жатву», - замечает педагог.

Подытоживая свои размышления над проблемами семейного воспитания, автор подчеркивает: «Кто хочет из своих детей дождаться себе утешения, то учи их религии дому с самого детства, учи тогда еще, как они младенцы, и не одними словами, а также и самим делом. Когда желаешь быть святыней в глазах у твоих детей, то пусть они будут святыней тебе. Не скверны их глаза и уши делом и словом ленивым. Пусть дети привыкнут видеть в тебе не одну силу, а также благость и правду. Хата должна быть первой школой и первой церковью мужа. Только поэтому будет праведная пользу из школьной науки и церковной, кто вышел из хорошего дома».

В условиях отсутствия целостной системы общественного дошкольного воспитания П. Кулиш важное значение придавал семейному воспитанию и роли родителей в формировании нравственно здоровой молодежи. Он не только критиковал ошибочные шаги взрослых и неудовлетворительные условия роста малышей, но и предлагал дельные и вполне обоснованные с педагогических позиций рекомендации.

В меру своих сил и возможностей писатель, педагог, историк, этнограф, общественный деятель Пантелеймон Кулиш заботился о сохранении живого украинского языка, введение ее в научный, литературный, образовательное пространство. Составленная им украинская «Граматка» и новый фонетическое правописание («кулешовка») оказали значительное положительное влияние на развитие национального образования в Украине.