Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПАМЯТЬ

Понятие памяти

ПАМЯТЬ - это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.

Факты запоминания, сохранения, воспроизведения, припоминания, узнавания, забывания и т.д давно были предметом пристального наблюдения и изучения. Пожалуй, среди «психологических» понятий только памяти удалось пройти долгий путь от античности до современности, оставляя за собой едва ли не центральное место в большинстве философских систем и психологических теорий.

Есть много теорий памяти. Одна из них - ассоциативная теория памяти. Ассоциация - обязательный принцип всех психических образований. Суть механизма ассоциации - в установлении связи между впечатлениями, которые одновременно возникают в сознании.



В зависимости от условий, необходимых для их образования, АССОЦИАЦИИ разделяют на три типа:

• ассоциации по смежностью;

• ассоциации по сходству;

• ассоциации по контрасту.



Ассоциация по смежностью - это отражение в психике человека связей между предметами и явлениями, которые идут одни за одними во времени (суміжність во времени) или находятся рядом в пространстве (суміжність в пространстве).

Ассоциации по смежностью возникают во время, упоминание событий, свидетелем которых был человек, в случае заучивания учебного материала и т.д.

Ассоциация по сходству имеется тогда, когда в психике отражены связи между предметами, похожими между собой в определенном аспекте (ошибочное восприятие незнакомого человека как знакомой).

Ассоциация по контрасту образуется во время отражение в психике человека предметов и явлений объективной действительности, связанных между собой противоположными признаками (высокий - низкий, быстрый - медленный, веселый - грустный и т.д.).

Особой разновидностью ассоциаций является порожденные потребностями познавательной деятельности и жизни человека причинно-следственные ассоциации, которые отражают не только совпадение раздражителей во времени и пространстве, их сходство и различие, но и причинные зависимости между ними.

Причинно-следственные ассоциации являются базовыми относительно рассуждений и логических построений.

Объясняя механизм различных типов ассоциаций, ассоцианизм как направление не объяснял того, чем детерминированный этот процесс, что предопределяет его избирательность.

Физиологическая основа памяти. Механизмы памяти исследуют в рамках разных наук, прежде всего физиологии, биохимии, психологии. Физиологи выяснили, что память обеспечивает совместная работа функциональных блоков мозга, значительную роль среди которых играет блок приема, обработки и хранения информации. Нейроны этого блока способны сохранять следы возбуждений и сверять их с параметрами новой информации. Информация, которая поступает, недолго циркулирует в замкнутых нервных кругах. Процессы запоминания и сохранения представляют собой образование временных нервных связей между новой информацией и той, что уже была закреплена. Процесс воспроизводства - это восстановление этих связей, а забывание - их торможение. Длительное сохранение информации находится под контролем лобных долей мозга и в случае их поражения процесс воспроизводства становится бесконтрольным.

Как показали биохимические исследования, возбуждение нейронов вызывают химические реакции, приводящие к изменению состава рибонуклеиновой кислоты (РНК). Повторное действие того же раздражителя будет вызывать такие же изменения, а способность молекул РНК меняться практически неограниченным количеством способов позволяет хранить очень большое количество разнообразных следов. В отличие от молекул РНК, молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) являются носителями генетической памяти, хранят коды генотипа человека. Хотя некоторые виды ДНК участвуют и в процессах прижизненной памяти.

Память также способна восстанавливать определенное эмоциональное состояние в случае повторной ситуации действия. Следами в эмоциональной памяти являются не эмоции и чувства, а те факторы, которые их обусловили.