Раздел 2. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА
КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
2.4. Система
правовой защиты коммерческой тайны предприятия, ее элементы и составляющие
Переход к рыночной экономике
обусловил появление в украинском законодательстве, юридической и экономической
литературе ряда новых понятий, таких как коммерческая тайна, деловая информация,
секрет производства, торговый секрет, ноу-хау, конфиденциальная информация,
информация ограниченного доступа. Эти понятия можно объединить наиболее употребляемым термином
- коммерческая тайна. [67]
Законы Украины “Об информации” от
2 октября 1992 г., “О защите от недобросовестной конкуренции” от 7 июня
1996 г., “О банках и банковской деятельности” от 7 декабря 2000 г., “О защите
экономической конкуренции” от 11 января 2001 г. и другие, а также Хозяйственный и
Гражданский кодексы регулируют специальный правовой режим охраны коммерческой
тайны и других видов информации, связанной с необходимостью защиты законных
интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Указанные и другие законодательные акты,
направленные на развитие правил честной конкуренции, в то же время запрещают
вторжение в сферу чужих технологических и коммерческих секретов недозволенными
методами. Они дают предприятиям основу для создания правовых систем
защиты коммерческой тайны, которые позволяют организовать охрану сведений,
которые составляют коммерческую тайну, принадлежащих им. Одновременно указаны и другие
законы Украины содержат правовые основы возмещения предприятиям материальной
и морального вреда, который могут причинить предприятию своими неправомерными
действиями конкуренты, персонал предприятия,
представители
контрольно-наблюдательных и других органов государственной власти и управления. [67]
С целью защиты своих законных прав
и интересов по защите коммерческой тайны субъекты хозяйствования могут
на законодательной основе создавать систему защиты коммерческой тайны
предприятия.
Мотивам нарушения вопрос о
создание такой системы могут быть: достигнутый предприятием высокий уровень научно-производственной
деятельности, выполнения каких-либо уникальных работ, предоставление квалифицированных
услуг, появление новых технологий на основе ноу-хау, оригинальные компьютерные
программы, разработанные стратегические программы развития предприятия, планирование
рекламных мероприятий и т. д., требующих применения защитных режимных
мероприятий.
Еще одним мотивом создания правовой
системы защиты коммерческой тайны должно быть четкое понимание руководителем
предприятия, что без создания такой системы любые юридические претензии к
недобросовестных конкурентов, клиентов, штатных сотрудников предприятия,
должностных лиц органов государственного управления окажутся безосновательными и не будут
иметь юридической силы. [67]
Накопленный практический опыт
свидетельствует, что подготовку к созданию системы правовой защиты коммерческой
тайны предприятия следует начинать с осуществления углубленного анализа всей
хозяйственной, научно-производственной, финансовой, управленческой, маркетинговой и
иной деятельности предприятия.
Исходя из опыта защиты секретов
западными фирмами, можно рекомендовать осуществить такой анализ путем ответов
на вопросы, которые содержатся в образце анкеты предприятия-конкурента с выделением
также информации, которая может классифицироваться как секретная.
До проведения анализа целесообразно
привлекать наиболее квалифицированных рабочих всех структурных подразделений
предприятия: научных сотрудников, экономистов, инженерно-технический состав,
менеджеров, маркетологов, финансистов, юристов и др.
Важно, чтобы документ, подготовленный
по результатам анализа, наиболее полно отражал “лицо” предприятия,
раскрывал его место на рынке, перспективы развития и служил убедительной
основой для организации работы по созданию на предприятии системы правового
защиты коммерческой тайны. [67]
После проведенного детального анализа
деятельности предприятия и в зависимости от его результатов руководитель
предприятия на основе ст. ЗО Закона “Об информации”, ст. 52 Закона “О банках
и банковской деятельности” может принять решение об установлении режима доступа
к информации делового, профессионального, производственного, банковского и иного
характера, которая может быть отнесена, на основании указанных законов, к
категорий “коммерческая тайна”, “банковская тайна”, “конфиденциальная
информация”.
Теоретические разработки специалистов в
области защиты информации В.М. Чаплыгина, В.А. Рубанова, Е.
Соловьева (Российская Федерация), И. Давыдова, A.A. Чернявский, Г.А. Андрощука, П.П. Крайньова, Г.К. Никифорова, С.С. Никифорова (Украина), Л. Хофмана (США), Ж. Бержьє (Франция), а также
практика сохранения секретов западными фирмами информации ограниченного доступа
свидетельствует о том, что основными элементами и составляющими системы правового
защиты коммерческой тайны являются:
1. Юридическое
закрепление в основополагающих документах организации: уставе, учредительном
и коллективном договорах, правилах внутреннего трудового распорядка права на
коммерческую тайну. Основой для юридического закрепления права предприятия на
коммерческую тайну являются положения, содержащиеся в Хозяйственном и Гражданском
кодексах, законах Украины “Об информации”, “О коллективных договорах и соглашениях”,
а также Кодексе законов о труде Украины.
2. Определение
сведений, которые подлежат защите как коммерческая тайна, разработка перечня
таких сведений, утверждения его в качестве официального нормативного документа
предприятия, доведение его до сведения персонала предприятия, который имеет непосредственное
отношение к этим сведениям за должностью или характером выполняемой работы.
Основой для определения сведений, которые будут защищаться как коммерческая
тайна, есть также положения, содержащиеся в Хозяйственном и Гражданском
кодексах, законах Украины “Об информации”, “О коллективных договорах и соглашениях”,
Кодексе законов о труде Украины.
3. Качественный подбор
персонала предприятия для работы со сведениями категории “коммерческая
тайна”, воспитание и обучение сотрудников в связи с их работой с такого
рода информации, подготовка для них методических положений, инструкций, памяток,
связанных с обращением с коммерческой тайной, создание материальных и
моральных стимулов, направленных на сохранение коммерческой тайны.
4. Определение порядка
допуска и доступа к коммерческой тайне предприятия и его сотрудников,
представителей органов государственного управления, партнеров, клиентов, получение от
них юридических документов, которые обязывают их на правовой основе хранить
коммерческую тайну. Это требование базируется на конституционных положениях, законах
о органы исполнительной власти (“О милиции”, “О службе безопасности Украины”, “О
государственную налоговую службу”) и других.
5. Установка
порядок сохранения коммерческой тайны при заключении хозяйственных и других
предпринимательских договоров, а также ведения деловых переговоров, посещение
предприятия перед заключением договоров. Этот элемент систем защиты коммерческой
тайны базируется на требованиях Гражданского кодекса Украины, ряде указов
Президента Украины, постановлений Кабинета Министров Украины, международных договорах
Украины.
6. Создание на
предприятии согласно закону “Об информации” порядка обращения с
информацией ограниченного пользования, который исключает возможность утечки информации
при работе с коммерческой тайной, при разработке рекламных материалов, при
ведении сотрудниками деловых переговоров, во время научных конференций,
семинаров, выступлений в прессе. Данный элемент системы правовой защиты
коммерческой тайны должен учитывать требования закона “Об информации”, закона
“О научно-технической информации” от 25 июня 1993 г., закона “Об основах
государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности” от 13 декабря
1991 г.
7. Определение порядка
взаимодействия предприятия с представителями правоохранительных органов,
контрольно-наблюдательных органов исполнительной власти, которые на законодательной основе
могут иметь доступ к коммерческой тайне при исполнении ими своих служебных
задач и функций. Данный элемент системы правовой защиты коммерческой
тайны должен строиться с учетом требований законов: “О местном
самоуправлении в Украине” от 21 мая 1996 г., “О милиции” от 20 декабря
1990г., “О прокуратуре” от 5 ноября 1991 г., “О службе безопасности Украины”
от 25 марта 1992 г., “О государственной контрольно-ревизионную службу в Украине”
от 26 января 1993 г. и других.
8. Организация
специального делопроизводства документов категории “коммерческая тайна”. Этот
элемент системы защиты коммерческой тайны регулирует порядок работы и
обращения с такими документами, их подготовкой, учетом, размножением,
пересылкой, хранением, периодической проверкой их наличия и уничтожения. Этот
элемент системы защиты коммерческой тайны должен учитывать требования Декрета
Кабинета Министров Украины “О стандартизации и сертификации” от 10.05.93 г.
№46-93, “Инструкции о порядке учета, хранения и использования документов,
дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащих конфиденциальную
информацию, являющуюся собственностью государства, утвержденной постановлением Кабинета Министров
Украины от 27 ноября 1998 г. №1893.
Изложены элементы и составляющие
системы правовой защиты коммерческой тайны должны быть задействованы и
использованы в полном единстве и взаимодействии. Если хотя бы одна из составляющих
изложенной выше системы не будет задействована, то система не выполнит своего
назначение, поскольку может произойти утечка сведений, которые составляют коммерческую
тайну, и предприятие может потерять юридические основания для поднятия вопроса
о возмещении нанесенных конкурентом или персоналом предприятия материальных
убытков [67]