Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Экономическая безопасность предприятия

Раздел 2. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

 

2.3. Понятие и признаки коммерческой тайны. Объекты и субъекты права собственности на коммерческую тайну

 

Коммерческая тайна, как средство защиты хозяйственной, торговой и иной деятельности, существовала еще в царской России. Она была непосредственно связана с производством, покупкой, продажей различных продуктов, сырья, их хранением, а также отдельными аспектами финансовой деятельности заводов, фабрик, купцов, мастеров и других субъектов хозяйствования.

В условиях плановой экономики, которая сложилась в дальнейшем и базировалась на государственной собственности, монополии государства в экономической сфере, широком распространении и внедрении в хозяйственную деятельность опыта ведущих предприятий, новаторов в различных отраслях производства, вопрос о коммерческой тайне само собой отпало. Защита информации при необходимости осуществлялся с помощью институтов государственной и служебной тайны.

Переход к рыночной экономике и принятие Украиной западной (капиталистической) модели развития экономики и общества вызвали потребность в нормативном закреплении коммерческой тайны как неотъемлемого элемента рыночных отношений, которым присущи такие негативные явления, как недобросовестная конкуренция, предпринимательская шпионаж и другие. [67]

Для правового регулирования отношений субъектов предпринимательской деятельности в этих условиях, защиты их интересов от неправомерных действий конкурентов необходимо было создать соответствующую правовую базу.

В связи с этим Верховная Рада приняла ряд важных законов в области защиты предпринимательской деятельности, среди них: “О собственности” от 7 февраля 1991 г., “О предприятиях в Украине” от 27 марта 1991 г. “О банках и банковской деятельности” от 7 декабря 2000 г., “О хозяйственных обществах” от 19 сентября 1991 г., “Об информации” от 2 октября 1992 г., “О государственной тайне” от 21 января 1994 г., “О защите от недобросовестной конкуренции” от 01 июля 1996г., “О защите экономической конкуренции” от 11 января 2001 г.

С принятием, в частности, законов “О предприятия в Украине” (утратил силу в связи с введением в действие Хозяйственного кодекса Украины 1 января 2004 г.), “О банках и банковской деятельности”, “О государственной тайне” весь массив секретной информации, существовал ранее, поделился на тот период на два основных підмасиви:

- тайны, принадлежащих предприятиям, которые не подпадают под государственное управление (имеются в виду сведения, составляющие коммерческую и банковскую тайну концернов, ассоциаций, хозяйственных обществ, коммерческих банков и др.);

- тайны, принадлежат государству, то есть та информация, которая составляет государственную тайну.

Закон “Об информации” (далее - Закон) внес некоторые коррективы в указанный условного подхода к классификации секретов, установив понятие

“информация с ограниченным доступом”, которая по своему правовому режиму делится на:

- конфиденциальную информацию;

- секретную информацию.

К тайной ст. ЗО Закона относит информацию: “которая содержит сведения, составляющие государственную и другую предусмотренную законом тайну, разглашение которой может причинить вред лицу, обществу и государству”.

Положения данной статьи четко определяет субъект, которому причиняется вред в результате разглашения секретной информации. В перечень этих субъектов предприятие, как “самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности” (ст. 62 ХКУ) отсутствует.

Из этого вытекает, что коммерческая тайна не относится к секретной информации.

Анализируя ст. ОКОЛО этого же Закона, следует сделать вывод о том, что к информации с ограниченным доступом относится:

- информация, которая содержит коммерческую тайну;

- информация, которая составляет банковскую тайну;

- конфиденциальная информация, характер которой ст. 30 Закона не определяет.

Институт коммерческой тайны является одной из важных составляющих системы устойчивости рынка, ограничения монополизма в производственно-экономических отношениях, в сфере предоставления услуг. От того, насколько эффективно он будет действовать, зависит успех реформ, которые осуществляются в Украине, и в конечном счете - благополучия и процветания предприятий и работающих на коллективов людей.

Опыт многих западных фирм свидетельствует, что своему становлению и развитию они во многом обязаны высокому уровню организации и осуществления мероприятий, направленных на сохранение своих фирменных секретов (“Кока-кола”, “Жиллет”, “Кодак”, “ІВМ” и многие других). [67]

Однако следует отметить, что не каждые предпринимательские отношения обязательно являются конфиденциальными. Не каждая информация, раскрыта в конфиденциальных отношениях, обязательно является коммерческой тайной. Поэтому важно установить, что составляет содержание коммерческой тайны.

Понятие коммерческой тайны предприятия и его право на защиту юридически закреплено в ст.36 ГК: “сведения, связанные с производством,

технологии, управлением, финансовой и другой деятельностью субъекта хозяйствования, не являющиеся государственной тайной, разглашение которых может нанести ущерб интересам субъекта хозяйствования, могут быть признаны его коммерческой тайной”, а также в ст. 505 ГК.

Можно предположить, что указанное определение коммерческой тайны по мере накопления опыта в практике предпринимательства может быть уточнено или скорректировано.

Так, в еженедельнике “Аргументы и факты” (№28 за 1991 г.) авторы публикации, связанной с коммерческой тайной, предлагают разделить ее на три вида:

- собственную коммерческую тайну;

- промышленную тайну;

- финансово-кредитную тайну.

К промышленной тайны они, в частности, предлагают отнести секреты производства, ноу-хау, открытия, химическую формулу любого вещества, методы и средства руководства производством, маркетинг и др.

К финансово-кредитной тайны авторы относят - информацию, которая содержится в бухгалтерских и других финансовых документах. По их мнению, сохранение в тайне этой информации от всех посторонних субъектов хозяйствования является неотъемлемым условием в борьбе с конкурентами, и ее защита целесообразен в связи с опасностью промышленного шпионажа. [67]

В проекте Закона “О коммерческой тайне”, который прошел первое чтение в Верховной Раде Украины, ст.4 “Понятие коммерческой тайны” изложена в следующей редакции: “Коммерческая тайна - это разновидность информации с ограниченным доступом делового, коммерческого характера, которая имеет самостоятельную действительную или потенциальную экономическую стоимость благодаря тому, что не является общеизвестной или доступной другим лицам, которые могут использовать ее с коммерческой целью, и принадлежит юридическому или физическому лицам, является объектом разумные усилия по ее защите, разглашение (передача, хищение, утечка) которой может нанести материальный ущерб их интересам или способствовать успеху конкурентов”.

Следует отметить, что ст.4 проекта закона и ст. ЗО закона “Об информации” содержат указание на то, что субъектами права собственности на коммерческую тайну являются как юридические, так и физические лица.

Имущественными правами интеллектуальной собственности на коммерческую тайну являются:

1) право на использование коммерческой тайны;

2) исключительное право разрешать использование коммерческой тайны;

3) исключительное право препятствовать неправомерному разглашению, сбору или использованию коммерческой тайны;

4) другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.

Имущественные права интеллектуальной собственности на коммерческую тайну принадлежат лицу, которое правомерно определило информацию коммерческой тайной, если иное не установлено договором, (ст.506 ГК)

Своеобразно практикуют понятие коммерческой тайны в западных странах.

В США под коммерческой (торговой) тайной понимают любую ценную коммерческую информацию или в форме изобретения, или в форме теоретической промышленной, или коммерческой идеи или плана. [67]

В Германии понятие коммерческой и производственной тайны сформулировано в законе “Об акционерных обществах” и законе “О предприятиях”. Под эти понятия подпадают коммерческие замыслы, коммерческо-политические цели фирмы, предмет и результаты совещаний и заседаний органов управления фирм, размеры и условия банковского кредита, расчет цен, балансы и бухгалтерские книги, тайные компаньоны товариществ, компьютерные программы, списки представителей или посредников, картотеки клиентов и прочее. [67]

В Китае в связи с законом против недобросовестной конкуренции термин “предпринимательской тайны” принадлежит к технической или бизнес-информации, не являющейся публичной, может давать экономические выгоды лицу, которое имеет право на эти тайны, является практичной и относительно которого лицо принимала меры для защиты ее конфиденциальности. [67]

В отечественной и зарубежной литературе, практической деятельности встречаются такие термины, как “производственная тайна”, “деловая конфиденциальная информация”, “промышленная тайна”, “торговый секрет”, “секрет фирмы”, ноу-хау, и т.д. По мнению ученых, это не что иное, как секреты предприятия, должны принадлежать к коммерческой тайне.

В связи с этим следует отметить следующее [67]:

Во-первых, коммерческой тайной предприятия может быть все, что не запрещено законом, полезно в предпринимательской деятельности и дает преимущество над конкурентами, которые не владеют ею.

Во-вторых, информация, которая составляет коммерческую тайну предприятия, должна иметь определенные признаки и в соответствии с Хозяйственного кодекса, закона “Об информации” отвечать следующим требованиям:

- быть собственностью предприятия;

- быть засекреченной владельцем предприятия в его интересах на определенный срок, в определенном объеме;

- иметь действительную или потенциальную стоимость из коммерческих соображений;

- не быть общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Украины;

- надежно защищаться ее владельцем или уполномоченным им лицом через систему квалификации информации, разработку внутренних правил засекречивание, хранения, обращения, уничтожения и предотвращения разглашения, введение соответствующего кодирования носителей информации т.п.;

- не защищаться авторским и патентным правом;

- не касаться негативной деятельности предприятия, способной нанести ущерб обществу (нарушений законов, административных ошибок, загрязнения окружающей среды и т.д.).

Кроме этого, для коммерческой тайны характерно то, что она [67]:

- реально или потенциально создает преимущества в конкурентной борьбе;

- из всей собственности предприятия, в том числе и имущественной, может быть наиболее ценной;

- со временем может терять свою стоимость, если не будет использована.

Коммерческая тайна, согласно законодательства Украины, является товаром, она может продаваться или передаваться на договорной основе другому предприятию при условии ее неразглашения.

Общепризнанным является положение о том, что к коммерческой тайне не следует относить фундаментальные научные исследования, поскольку они не приносят прибыли. Если же эти исследования приобретают прикладное значение, они могут классифицироваться в качестве коммерческой тайны. [67]

В определенных случаях научно-техническую и деловую информацию нецелесообразно классифицировать как коммерческую тайну через большие материальные затраты на ее защиту, трудностей проведения охранных мероприятий, а также в связи с ее использованием в рекламной деятельности, или для повышение имиджа предприятия. [67]

Стоимость информации, которая составляет коммерческую тайну предприятия, определяется, как правило, ее собственником или уполномоченным им лицом или органом. При отсутствии на предприятии квалифицированных специалистов для оценки стоимости информации, которая может классифицироваться как коммерческая тайна, могут привлекаться на договорных началах соответствующие эксперты.

Согласно проекту закона “О коммерческую тайну” стоимость информации, составляющей коммерческую тайну, может измеряться “прямым действительным ущербом, причиненный ее разглашением, или в размере возмещения, установленного сторонами при составлении соглашения о сохранение коммерческой тайны независимо от причинения причиненного ущерба”.

Одним из основных признаков коммерческой тайны, уже отмечалось, является то, что она является собственностью юридического или физического лица. Под правом собственности на коммерческую тайну, как разновидность права собственности, следует понимать урегулированные законом общественные отношения относительно владения, пользование и распоряжение информацией, что ее составляет, которая приравнивается в правоотношениях к имуществу и защищается законодательством, как и право собственности на имущество и в том же порядке. Коммерческая тайна является объектом права интеллектуальной собственности (гл. 16 ГК, гл. 46 ГК).

Право собственности на коммерческую тайну возникает с момента ее классификации как таковой в определенном законом порядке и действует до окончания срока ее засекречивание или отчуждения в установленном законодательством порядке. В случае принятия предприятием решения об отчуждении указанного права оно осуществляется в том же порядке, что и отчуждение имущественного права и интеллектуальной собственности.

Владелец коммерческой тайны может владеть, пользоваться и распоряжаться ею по собственному усмотрению. Он может использовать ее для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности, передавать ее без оплаты или за плату во владение и пользование другим лицам, устанавливать любую степень и режим секретности, способы защиты, включая ограничение или запрет доступа к ней (кроме случаев, предусмотренных законодательством). Владелец коммерческой тайны вправе ни подтверждать, ни отрицать сам факт существования или отсутствия ее у него. [67]

Согласно зарубежным опытом и практикой предпринимательской деятельности в Украине объектами права собственности на информацию, которая составляет коммерческую тайну, могут быть коммерческие интересы, включая формулу, состав, комбинацию, программу, приспособление, метод, технику или процесс, и т.д и имущество любой ценности, которое представляет собой документы, записи, отчеты, протоколы, чертежи, материалы, штаммы микроорганизмов, модели, приборы, вещества и т.п., а также различные идеи в торговле, производстве или управлении ими, и другие источники информации, которые принадлежат владельцу коммерческой тайны, в том числе в виде неоформленных или неполных патентов, формул, технических проектов, ноу-хау, результатов исследований, в том числе программных продуктов, различных изделий, а также калькуляции затрат производства, структуры цены, содержание договоров, контрактов, данных о поставщиков и клиентов, рынки сбыта, сведения о конфиденциальные деловые переговоры, обзоры рынка, маркетинговые исследования, планы развития предприятий, их инвестиций и другие сведения, которые представляют предпринимательский или другой интерес, нарушение которого может нанести ущерб ее владельцу. [67]

Субъектом права собственности на коммерческую тайну, в соответствии с действующим законодательством Украины, в частности Хозяйственного кодекса, Гражданского кодекса, законов “Об информации”, “О научно-техническую информацию” и тому подобное, являются: государство, граждане Украины, других государств, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность соответственно законодательству Украины и определили информацию, которая составляет их коммерческую тайну, или приобрели ее в установленном законодательством порядке, как коммерческую тайну.