Раздел 2. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА
КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
2.5.
Юридическое закрепление права предприятия
на
коммерческую тайну
Устав предприятия
Статья 62 Хозяйственного кодекса
констатирует, что предприятие, если закон не устанавливает иное, действует на основе
устава.
В разработанных Министерством труда,
Министерством экономики и Фондом государственного имущества образцах уставов содержится
раздел “Права и обязанности предприятия”. Если предприятие намерено закрепить
за собой право на владение и защиту коммерческой тайны, в этом разделе
устава необходимо обязательно зафиксировать положения, которые вытекают из
Гражданского и Хозяйственного кодексов о том, что предприятие имеет право:
классифицировать информацию, которая ему принадлежит, как коммерческую тайну, определять
ее состав, объем и порядок защиты.
Также следует отметить, кем
определяется порядок защиты указанной информации (как правило, руководителем или
владельцем предприятия), и кто имеет право требовать от сотрудников выполнения
установленного на предприятии порядка и правил сохранения коммерческой
тайны.
Важно зафиксировать, что предприятие
имеет право не выполнять требования правоохранительных органов, а также других органов
государственного управления, если эти требования выходят за пределы их полномочий,
связанных с доступом к коммерческой тайне.
Перечень обязанностей должен содержать
требования об обеспечения предприятием сохранности конфиденциальных коммерческих
сведений, связанных с производством, технологической информацией, управлением,
финансами, маркетингом, научной работой и другой деятельностью предприятия.
Зафиксированные в уставе положения
дают предприятию право: требовать защиты интересов предприятия перед
государственными и судебными органами; включать требования по защите конфиденциальной
информации во все виды договоров предпринимательского характера; пользоваться этой
информации для получения прибыли; добиваться возмещения нанесенных конкурентами
или персоналом предприятия экономических убытков в случае утечки информации;
выдавать документы по вопросам обеспечения сохранности коммерческой тайны,
создавать структурные подразделения экономической безопасности. Основания для внесения
перечисленных положений - Гражданский кодекс, Хозяйственный кодекс, а также Закон
“Об информации” от 2 октября 1992 г. (ВПР. - 1992. -№48), Закон “О защите
от недобросовестной конкуренции” от 7 июня 1996 г. (ВПР. - 1996. - №27),
Закон “О защите экономической конкуренции” от 11 января 2001 г. №2210-111.
Практика показывает, что не все
предприятия ответственно подходят к тщательной проработки проработки в
уставе тех нормативных положений, которые закрепляют право предприятия на
коммерческую тайну и организацию работы по ее защите. [67]