Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 77

Тема. Правила употребления апострофа. Правильное произношение и написание слов с апострофом

 

Цель:

· обучающая: углубить знания учащихся об употреблении апострофа; формировать обще познавательные умение находить слова с этой орфограмою в текстах; совершенствовать орфоэпические умения;

· развивающая: развивать речевые навыки, память, внимание, развивать аналитические умения;

· воспитательная: воспитывать уважение к культурному наследию украинцев; стимулировать заинтересованность народными промыслами.

Внутрішньопредметні связи: лексикология, морфология, синтаксис, пунктуация.

Межпредметные связи: иностранный язык, литература, культура.

Тип урока: урок углубления знаний, формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Беседа

► Назовите губные согласные. Почему они так называются?

► Могут ли они быть мягкими? Аргументируйте ответ (после них знак смягчения не ставим).

► Которыми губные согласные становятся в словах типа окно, фигура, бегать, песня, месяц. Сделайте фонетический разбор последнего слова.

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

IV. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Самостоятельная работа с учебником Словарный диктант

Свекла, заря, душистый, священник, гвоздевой, Лукьян, обезьяний, связист, зв'ялений, обвязаться, отъездить, воссоединение, разъяснения, въездной, завязь, двухъярусный, подзуживать, дит'ясла, червь, пьянящий, торфяной, мята, Об'ю.

Сагитировать - выяснить, сэкономить, соединить, безымянный - без'язикий, организовать - съездить, дзвякнути - праздник, пол-ящика - пол-Японии, стервятник - Святослав.

Лингвистический анализ

► Прочитайте выразительно текст. Определите его стиль и тип речи.

Происхождение названий животных как в украинской, так и в англійськіймовах связано с многими факторами. Некоторые из них это обычный перевод имени животного, что уже существовало в какой-то из языков. Другие представляют собой комбинацию слов, которые описывают животное. Выясним, как могла животное получить свое имя.

Гиппопотам - это греческое название «речного коня». «Гіпос» по-гречески означает «лошадь», а «потамос» - «река». Еще одно животное известна под названием «носорог». Похожее название есть в английском языке и звучит она как «ріносерос». Это латинское слово состоит из двух греческих, от которых происходит: «рінос» значит нос, а «серос» - рог. «Ріносерос» - это животное с рогом на носу, или носорог.

Название «леопард» происходит от латинского «леопардус», что означает «пятнистый лев». Слово «лев» происходит от латинского «леон». Английское название верблюда - «кэмел» - это производное от арабского «гамел», что происходит от латинского «камелос».

Английское название волка «уолф» - это современное произношение англосаксонского «вулф» от «вульпес», что так же имеет латинские корни и означает «лис». Английское название лисы «фокс» происходит от исландского «факс», то есть пушистая «грива».

Английское название быка «вул» происходит от англосаксонского слова «велкан», что означает «рычать». Название «олень» - на английском «dиир» - происходит от англосаксонского «деор», то есть «дикое животное».

Название одной из пород собак - «пудель» (почти так же звучит на английском) происходит от немецкого слова «пудел», что означает «лужа». Это имя собака получил за свою любовь к воде. Кстати, слово «собака» на английском звучит «дог», что вошло в нашу речь как собачья порода.

Итак, названия животных могут многое рассказать о прошлом.

Объяснительный диктант-загадка

► Запишите в тетради загадку.

На дворе домик, соломенная крыша,

Живет там маленький, серенький птица.

С солнышком рано встает птенец,

Цвірінька, прыгает, шука червяка.

Кто отгадает, тот будет молодчик.

Серенькая птичка - это, пожалуй, ... (воробей).

► Объясните орфограму «апостроф», «знак смягчения».

► Найдите вставной слово.

► Подчеркните однородные члены предложения согласно их роли в предложении.

► Объясните расстановку знаков препинания.

Беседа

► Что вы заметили общего в происхождении названий животных?

► Найдите слова с апострофом, объясните их правописание.

Прочитать скороговорки

В мрачноватой голубка туркотливе горлышко.

 

У четырех черепашек четыре черепашенят.

 

Всем нравится это куцее щенка.

 

V. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Игра «Поймай слово»

Инструкция: Учащиеся хлопают в ладоши, когда учитель называет слово с апострофом.

Святослав, мяч, Лукьян, під'язичний, морковный, свекла, хлопья, заря, память, обезьяний, червь, душистый, смягчить.

Исследования-анализ

► Объясните, почему в слове душистый апостроф не ставим, а в слове смягчить ставим.

 

VII. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

Я узнал, что... . Я понял, что... . Я запомнил, что...

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: опишите птичек, которые живут рядом с нами, или своего домашнего питомца.

► Выучите скороговорку

Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок - сорок морок.