Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 77
Тема. Правила употребления апострофа. Правильное произношение и написание слов с апострофом
Цель:
· обучающая: углубить знания учащихся об употреблении апострофа; формировать обще познавательные умение находить слова с этой орфограмою в текстах; совершенствовать орфоэпические умения;
· развивающая: развивать речевые навыки, память, внимание, развивать аналитические умения;
· воспитательная: воспитывать уважение к культурному наследию украинцев; стимулировать заинтересованность народными промыслами.
Внутрішньопредметні связи: лексикология, морфология, синтаксис, пунктуация.
Межпредметные связи: иностранный язык, литература, культура.
Тип урока: урок углубления знаний, формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Беседа
► Назовите губные согласные. Почему они так называются?
► Могут ли они быть мягкими? Аргументируйте ответ (после них знак смягчения не ставим).
► Которыми губные согласные становятся в словах типа окно, фигура, бегать, песня, месяц. Сделайте фонетический разбор последнего слова.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
IV. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Самостоятельная работа с учебником Словарный диктант
Свекла, заря, душистый, священник, гвоздевой, Лукьян, обезьяний, связист, зв'ялений, обвязаться, отъездить, воссоединение, разъяснения, въездной, завязь, двухъярусный, подзуживать, дит'ясла, червь, пьянящий, торфяной, мята, Об'ю.
Сагитировать - выяснить, сэкономить, соединить, безымянный - без'язикий, организовать - съездить, дзвякнути - праздник, пол-ящика - пол-Японии, стервятник - Святослав.
Лингвистический анализ
► Прочитайте выразительно текст. Определите его стиль и тип речи.
Происхождение названий животных как в украинской, так и в англійськіймовах связано с многими факторами. Некоторые из них это обычный перевод имени животного, что уже существовало в какой-то из языков. Другие представляют собой комбинацию слов, которые описывают животное. Выясним, как могла животное получить свое имя.
Гиппопотам - это греческое название «речного коня». «Гіпос» по-гречески означает «лошадь», а «потамос» - «река». Еще одно животное известна под названием «носорог». Похожее название есть в английском языке и звучит она как «ріносерос». Это латинское слово состоит из двух греческих, от которых происходит: «рінос» значит нос, а «серос» - рог. «Ріносерос» - это животное с рогом на носу, или носорог.
Название «леопард» происходит от латинского «леопардус», что означает «пятнистый лев». Слово «лев» происходит от латинского «леон». Английское название верблюда - «кэмел» - это производное от арабского «гамел», что происходит от латинского «камелос».
Английское название волка «уолф» - это современное произношение англосаксонского «вулф» от «вульпес», что так же имеет латинские корни и означает «лис». Английское название лисы «фокс» происходит от исландского «факс», то есть пушистая «грива».
Английское название быка «вул» происходит от англосаксонского слова «велкан», что означает «рычать». Название «олень» - на английском «dиир» - происходит от англосаксонского «деор», то есть «дикое животное».
Название одной из пород собак - «пудель» (почти так же звучит на английском) происходит от немецкого слова «пудел», что означает «лужа». Это имя собака получил за свою любовь к воде. Кстати, слово «собака» на английском звучит «дог», что вошло в нашу речь как собачья порода.
Итак, названия животных могут многое рассказать о прошлом.
Объяснительный диктант-загадка
► Запишите в тетради загадку.
На дворе домик, соломенная крыша,
Живет там маленький, серенький птица.
С солнышком рано встает птенец,
Цвірінька, прыгает, шука червяка.
Кто отгадает, тот будет молодчик.
Серенькая птичка - это, пожалуй, ... (воробей).
► Объясните орфограму «апостроф», «знак смягчения».
► Найдите вставной слово.
► Подчеркните однородные члены предложения согласно их роли в предложении.
► Объясните расстановку знаков препинания.
Беседа
► Что вы заметили общего в происхождении названий животных?
► Найдите слова с апострофом, объясните их правописание.
Прочитать скороговорки
В мрачноватой голубка туркотливе горлышко.
У четырех черепашек четыре черепашенят.
Всем нравится это куцее щенка.
V. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Игра «Поймай слово»
Инструкция: Учащиеся хлопают в ладоши, когда учитель называет слово с апострофом.
Святослав, мяч, Лукьян, під'язичний, морковный, свекла, хлопья, заря, память, обезьяний, червь, душистый, смягчить.
Исследования-анализ
► Объясните, почему в слове душистый апостроф не ставим, а в слове смягчить ставим.
VII. ИТОГ УРОКА
Рефлексия
Я узнал, что... . Я понял, что... . Я запомнил, что...
Оценивание знаний, умений и навыков учащихся
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение из учебника.
► Творческое задание: опишите птичек, которые живут рядом с нами, или своего домашнего питомца.
► Выучите скороговорку
Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок - сорок морок.