|
Удлинение не происходит: 1. Если согласные стоят не между двумя гласными: запястья, трения, пригород, полностью, подольский (от Подолья), желчью, Керчью, фальшью, честью, верностью, радостью, орудий, столетий, знаний; 2. В словах кутья, попадья; в названиях малых существ: теленок, волчонок, поросенка, гуся. Запомните! В словах Анна, сосать, млекопитающее, бовваніти и эва удлиненные твердые согласные. ► Значение выделенных слов выясните по толковому словарю.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Комментируемое письмо ► Запишите слова под диктовку. Объясните с помощью правил удвоении согласных. Приднепровье, навес, бессистемностью, ночью, напряженность, юннаты, юностью, орлиный, нехворощю, спросонья, выльем. ► Выясните по толковому словарю значение слова нехворощ. Моделирование слов ► Образуйте от предложенных слов новые, в которых будет происходить удвоение согласных. День, оружие, закон, стена, содержательный, благодарить, звук, даты, туман, машина, делить, цена, шаблон, будни. Восстановление слов ► Перепишите слова, вместо точек, где нужно, поставьте буквы. Несказан..ый, многочисленных..чет, л..ется, сказано..ый, преподнес..я, затиш..я, буквен..ый, Запорожье..я, священнослужителя..ик, Приволж..я, спросон..я, збіж..я. Трансформация слов ► Запишите существительные в форме О. в. единственного числа. Ответ обоснуйте. Изморозь, почести, вели, расстояние, громкость, О, радость, Керчь, лазурь, повесть, свежесть, любовь, верность, фигура, мощь, честь. Исследования-анализ ► На месте пропусков вставьте из скобок нужное слово. Составьте с выделенными словами предложения. ... - организация, общество; ...- действие (объединения, объединения); ... не оценили; ...- не сложить цены, очень ценный (неоцененный, неоценимый); ... - который очень долго длится; ... - не доведен до конца, незавершенный (бесконечный, бесконечный).
VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Лингвистический анализ текста ► Прочитайте выразительно текст. Что передает его название: тему или основную мысль? ► Выясните, нужно вставить буквы вместо точек. Выпишите эти слова в три колонки: а) происходит удвоение; б) происходит удлинение; в) не нужно вставлять буквы. ► Выделенные слова измените так (подберите обднокоренное, поставьте в другой форме), чтобы произошло удвоение согласных. Например: достояний - достояние. НАРОДНЫЙ ЖИВОПИСЬ Еще с княжеских времен в Украине развивается уникальный жанр «народной картины». Образы Казака Мамая стали знаковыми для украинского искусства. Как элемент народного быта, эти картины стали отобра..ям характера и мировоззрения простого украинского народа. КОЗАК МАМАЙ XX столит..я подарило нам талантливых мастеров народного живописи. Одна из таких постат..эй - Мария Приймаченко, украинская народная художница, представитель «народного примитива» («наивного искусства»), творчіст..ю которой мы гордимся. Ее творчеству посвящены стат..и, альбом, научно-популярные фильмы, теле - и радиопередачи. Приймаченко училась в родной полесской природы. В его картинах находят воплощен..я еще языческие, связанные со славянской мифологией, образы фантастических чудовищ и птиц. Она как бы объединяет опыт многих поколений народных мастеров. Источники ее таланта - в многовековой культуре народа, что отразилось в ее мислей..и, интуиции, фантазии. Творчество Примаченко способна вызвать ассоциации у зрителя. Она рисует цветы-размышления, цветы-посвящения: «Людям, которые пашут хлеб и Родину любят», «Молодым матерям, которые родили сына или дочь», «Цветы на елку», «В честь рождения правнучки». Звери и птицы на ее картинах - явление уникальное и не имеют аналогов ни в отечественном, ни в мировом искусстве. Они незбагнен..нет,фантастические, будто они шевелятся и дышат. Взаимодействие животных..ого и растений..ого мира становится ведущей в творчестве художницы. Свідчен..ям этого является ее композиция «Сидит баба на печи, прядет куделицю». Здесь изображен интерьер крестьянской избы с розкішноюуквітчаною печь..ю, на которой и сидит баба. Хата вся наполнена растениями и животными. Летит птица - ласточка, неся в дом благосостояние. Мирно сосуществуют кот и мыши: одна из мышей даже играет с кошачьим хвостом. Эта философия добра является главным содержанием творчества художницы. ► Сделайте синтаксический разбор первого предложения. ► Объясните значение слов приметил, языческие образы, славянская мифология, ассоциация, аналог. ► Что вы запомнили из прочитанного?
VII. ИТОГ УРОКА Рефлексия ► Могу ли я объяснить однокласснику правила удвоения согласных? ► Лучшее на уроке работал (работали)..., потому что ... Оценивания знаний, умений и навыков учащихся
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ► Выполните упражнение из учебника. ► Творческое задание: опишите картину М. Приймаченко «Птичка».
|
|