Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 78

Тема. Удвоение букв для обозначения удлиненных мягких согласных и совпадения одинаковых согласных звуков

 

Цель:

· учебная: дать знания о типах удвоение согласных; научить применять орфографические правила на письме;

· развивающая: развивать логическое мышление, творческое воображение учащихся; вещание;

· воспитательная: воспитывать уважительное отношение к произведениям искусства, чувство прекрасного.

Внутрішньопредметні связи: орфография, орфоэпия, пунктуация.

Межпредметные связи: язык, литература, изобразительное искусство.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Проверка домашнего задания

Работа по карточкам (2 ученика)

Карточка 1

► Запишите фонетической транскрипцией слова.

Обочину, притворяется, мощность.

Карточка 2

► Поставьте ударения в словах

Одиннадцать, вопрос, эксперт, дробные, порядковый, новый, вместе, одноразовый.

Беседа

► Какие согласные являются мягкими в русском языке? (Где ты съешь эти лини)

► Назовите шипящие звуки.

► Они могут быть мягкими?

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа с таблицей

► Ознакомьтесь с типами удвоение согласных. Прокомментируйте их.

 

Типы удвоения согласных

 

Типы

Примеры

Удвоение букв

1) вследствие совпадения одинаковых звуков

 

на грани двух префиксов

воззєднати

на границе префикса и корня

считать, оббегать

на границе корня и суффикса

часы, туманный

на грани двух суффиксов

писатель, существительное; но священник

на границе двух частей складноскорочених слов

горком, юннат

2) в ударных прикметникових суфіксах-энн (ый), -анн (ый)

примиренний, несказанный, неумолимый

3) в мужских и женских именах

Илья, Геннадий, Иванна, Анна, Жанна, Алла, Элла, Римма, Виолетта, Марианна, Виссарион

Удлинение мягких и шипящих согласных между двумя гласными ([д’], [т’], [с’], [с’] [ц’], [л'], [н’], [ж], [ч], [ш])

в существительных среднего рода II склонения (кроме родительного падежа множественного числа)

колосья, зелья, развилки, но значения - значений;

у немногих существительных мужского и женского рода И склонения во всех падежах (за исключением родительного падежа множественного числа на -ей)

судья - судьей; статья - статьей, но статей;

в творительном падеже единственного числа существительных женского рода III склонения

мигом, осью, ночью;

в личных формах глагола лить

лью, льешь, выльем, сольют;

в отдельных наречиях

спросонья, спозаранку, наугад, вдоль забора, попідвіконню

 

Удлинение не происходит:

1. Если согласные стоят не между двумя гласными: запястья, трения, пригород, полностью, подольский (от Подолья), желчью, Керчью, фальшью, честью, верностью, радостью, орудий, столетий, знаний;

2. В словах кутья, попадья; в названиях малых существ: теленок, волчонок, поросенка, гуся.

Запомните! В словах Анна, сосать, млекопитающее, бовваніти и эва удлиненные твердые согласные.

► Значение выделенных слов выясните по толковому словарю.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Комментируемое письмо

► Запишите слова под диктовку. Объясните с помощью правил удвоении согласных.

Приднепровье, навес, бессистемностью, ночью, напряженность, юннаты, юностью, орлиный, нехворощю, спросонья, выльем.

► Выясните по толковому словарю значение слова нехворощ.

Моделирование слов

► Образуйте от предложенных слов новые, в которых будет происходить удвоение согласных.

День, оружие, закон, стена, содержательный, благодарить, звук, даты, туман, машина, делить, цена, шаблон, будни.

Восстановление слов

► Перепишите слова, вместо точек, где нужно, поставьте буквы.

Несказан..ый, многочисленных..чет, л..ется, сказано..ый, преподнес..я,

затиш..я, буквен..ый, Запорожье..я, священнослужителя..ик, Приволж..я, спросон..я, збіж..я.

Трансформация слов

► Запишите существительные в форме О. в. единственного числа. Ответ обоснуйте.

Изморозь, почести, вели, расстояние, громкость, О, радость, Керчь, лазурь, повесть, свежесть, любовь, верность, фигура, мощь, честь.

Исследования-анализ

► На месте пропусков вставьте из скобок нужное слово. Составьте с выделенными словами предложения.

... - организация, общество; ...- действие (объединения, объединения);

... не оценили; ...- не сложить цены, очень ценный (неоцененный, неоценимый);

... - который очень долго длится; ... - не доведен до конца, незавершенный (бесконечный, бесконечный).

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Лингвистический анализ текста

► Прочитайте выразительно текст. Что передает его название: тему или основную мысль?

► Выясните, нужно вставить буквы вместо точек. Выпишите эти слова в три колонки: а) происходит удвоение; б) происходит удлинение; в) не нужно вставлять буквы.

► Выделенные слова измените так (подберите обднокоренное, поставьте в другой форме), чтобы произошло удвоение согласных.

Например: достояний - достояние.

НАРОДНЫЙ ЖИВОПИСЬ

Еще с княжеских времен в Украине развивается уникальный жанр «народной картины». Образы Казака Мамая стали знаковыми для украинского искусства. Как элемент народного быта, эти картины стали отобра..ям характера и мировоззрения простого украинского народа.

КОЗАК МАМАЙ

XX столит..я подарило нам талантливых мастеров народного живописи. Одна из таких постат..эй - Мария Приймаченко, украинская народная художница, представитель «народного примитива» («наивного искусства»), творчіст..ю которой мы гордимся.

Ее творчеству посвящены стат..и, альбом, научно-популярные фильмы, теле - и радиопередачи.

Приймаченко училась в родной полесской природы. В его картинах находят воплощен..я еще языческие, связанные со славянской мифологией, образы фантастических чудовищ и птиц. Она как бы объединяет опыт многих поколений народных мастеров. Источники ее таланта - в многовековой культуре народа, что отразилось в ее мислей..и, интуиции, фантазии.

Творчество Примаченко способна вызвать ассоциации у зрителя. Она рисует цветы-размышления, цветы-посвящения: «Людям, которые пашут хлеб и Родину любят», «Молодым матерям, которые родили сына или дочь», «Цветы на елку», «В честь рождения правнучки».

Звери и птицы на ее картинах - явление уникальное и не имеют аналогов ни в отечественном, ни в мировом искусстве. Они незбагнен..нет,фантастические, будто они шевелятся и дышат. Взаимодействие животных..ого и растений..ого мира становится ведущей в творчестве художницы. Свідчен..ям этого является ее композиция «Сидит баба на печи, прядет куделицю». Здесь изображен интерьер крестьянской избы с розкішноюуквітчаною печь..ю, на которой и сидит баба. Хата вся наполнена растениями и животными. Летит птица - ласточка, неся в дом благосостояние. Мирно сосуществуют кот и мыши: одна из мышей даже играет с кошачьим хвостом. Эта философия добра является главным содержанием творчества художницы.

► Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

► Объясните значение слов приметил, языческие образы, славянская мифология, ассоциация, аналог.

► Что вы запомнили из прочитанного?

 

VII. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

► Могу ли я объяснить однокласснику правила удвоения согласных?

► Лучшее на уроке работал (работали)..., потому что ... Оценивания знаний, умений и навыков учащихся

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: опишите картину М. Приймаченко «Птичка».