Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 76
Тема. Урок развития коммуникативных умений № 17. Устный пересказ художественного текста повествовательного характера с элементами размышления
Цель:
· обучающая: научить воспроизводить содержание прослушанного текста художественного стиля с элементами размышления; обогащать словарный запас учащихся;
· развивающая: развивать связную речь, аналитико-синтетические мыслительные навыки, ассоциативное воображение;
· воспитательная: воспитывать культуру человеческих отношений.
Внутрішньопредметні связи:орфоэпия, лексикология.
Межпредметные связи: язык, литература, культура.
Тип урока: урок развития речевых умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
IV. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К СОСТАВЛЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Лексическая работа
► Выясните по толковому словарю значение слов грация, амфора.
Чтение текста
► Прочитайте выразительно стихотворение.
НЕВРОДЛИВА ДЕВОЧКА
Между ребятишек, играют вместе,
Она смахивает на лягушенок.
Плохонькая сорочина, штаненята,
Рыженькие кудряшки надо лбом.
Еще и рот большой, зубки кривоватые,
Лицо незвабливе, скуластое.
Ее сверстники, двум мальчишкам, родители
Купили по велосипеду вчера.
Забыв о девчонка, посреди двора
Катаются сегодня мальчишки.
Она за ними бегает, не спускает зрения.
Их радость перешла в ее чутье,
Звучит в ней и прямо из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Пронизанная счастьем светлого бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Натуре этой еще звідать не дано.
Для нее столько везде и оживленного, и нового,
Которое для других мертво уже давно.
Не хочу думать, что наступит денек
И заблестит в глазах ее сльозина,
Когда увидит, что между подруг всех
Она и некрасивая, и небольшая.
Я хочу верить, что сердце - не мелочь,
Чтобы кто-то его сломать мог!
Я хочу верить, что с годами
Тот чистый пламень, который в ней горит,
Свою боль в одиночестве переболить
И перетопить щонайтяжчий камень.
И пусть незнадлива лицом своим,
Нет ни одной красивой приміти,
В порусі, в жесте любом
Детская грация души уже светит.
Когда это так, то что тогда же красота
И народ почему ее обожествляє?
Это амфора, где только пустота,
Или пламень, который в амфоре сияет?
М. Заболоцкий
Лингвистическое исследование
► Определите стиль и тип речи текста.
► Какие признаки этого типа речи?
► Подберите к тексту заголовок. Сравните его с авторским.
► Из скольких смысловых частей состоит текст?
► Составьте план текста.
► Какой бы вы дали ответ на вопрос, сформулированный в нем?
► Переведите текст.
V. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА
VI. ИТОГ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Творческое задание: составьте диалог, выразив свое мнение об афоризме выдающегося человека: «Старайся красоту совместить с хорошими качествами» (Эзоп).