Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Урок № 20

Тема: Падежи существительных (повторение). Кличний падеж. Типы склонений существительных

 

Цель: повторить изученное о падежи существительных, формировать умение определять падежей существительных, ставить существительные в нужной відмінковій форме; углубить знания о кличний падеж и его использование в предложениях с обращениями; систематизировать и обобщить известное об отмене существительных, объяснить, какие существительные относятся к ИV склонения, обратить внимание на существительные, как не принадлежат ни к одному из склонений; развивать логическое мышление и память; совершенствовать культуру устной и письменной речи; воспитывать уважение к материнству, любовь к природе.

Тип урока: комбинированный урок (повторение пройденного, изучение нового материала)

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

II. Повторение ключевых вопросов.

Работа с учебником. Устное выполнение упражнения 116.

Работа у доски. Записать предложения. Указать существительные, определить падеж каждого.

Дворы стоят в пурге астр. Какая печальная и красивая метель! (Л. Костенко.) Уже отряхнули астры росы, колы тронул их ветра взмах. Багряные листья в желтые косы. Вплетает осень в садах. (В. Сосюра.)

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (п. 12, с. 60).

 

III. Выполнение упражнений на повторение.

Диктант с заданием. Записать предложения, ставя существительные в нужной форме. Определить падежи этих существительных.

Как присягу возвышаю голос я! (Шиповник) и (песня) не отдам никому! (М. Рыльский.) Целебное зелье нам на (помощь) зеленые ручонки простягло. (М. Доленго.) Родное все мне в родном (край). Я в безлистной (дубрава) стою. (Есть. Гуцало.)

Работа у доски. Записать предложения. Объяснить употребление разделительных знаков. Указать обращение. Какими частями речи выражено обращение? Определить падежи этих существительных.

Одела мне, судьба, терновой родного языка (Есть. Гуцало.) Расчудесно, распрекрасно процветай же, слово! (П. Тычина.) Спасибо, земля, за твои щедроты! (Л. Костенко.) Повій, вітре, на Вкраїну... (С. Руданский.)

Переписать с доски пословицы, вставляя на месте точек обращения. Определить падеж каждого из вставленных существительных.

Дай, ... , старым силы, а молодым ума! Работай, ... , то и Бог поможет. Молчи, ..., будешь кушать блинчик! Жди, ... , и тебя кто-то здибле. Роздайся, ... , жаба лезет. Дмись, ... , не дмись, а волом не будешь. Как не вертись, ... , а хвост сзади. Не гуды, ... , круг обуха.

Народное творчество.

Для справок. Боже; боже; язычке; грибе; море; жабо; собака; мухо.

Самостоятельная работа. Представленные существительные поставить в форме кличного падежа. Два-три из них ввести в самостоятельно составленных предложений в роли обращения.

Мама, мамочка, мать, отец, папа, брат, братик, сестра, сестрица, товарищ, приятель, читатель, слушатель, врач, учитель, община, общество, господа, господа.

Работа у доски. Представленные существительные поставить в форме кличного падежа. Указать согласные, которые чередуются.

Друг, луг, казак, мак, горох, кожух, кравец, молодец.

Объяснительный диктант. Указать существительные, определить падеж каждого из них. Указать обращения распространенные и нераспространенные. Указать существительные, у которых в форме кличного падежа происходит чередование согласных.

1. Фантазіє! Ты сила волшебная! Ой палка ты была, моя песня! (Леся Украинка.) Видишь, брат мой, товарищ мой, улетают серым шнурком журавли в теплые края. (Б. Лепкий.) Мисливче юный, уже пора на охоту. Имеешь ли ты для охоты лук готов? (Есть. Гуцало.) Спокойной ночи, мой сніже. Так ты ложишься легко, прозрачно. (Г. Кудлик.) Считай, пороже, чтобы не перешагнуло ничего враждебно. (Нар.творч.)

2. Вставай, народ, в святой час, вставай за правду, за Украину. (Д. Павлычко.) Проституток, проституток, буйный ветер, на время, на час; ты верни нам нашу судьбу вновь на Украину! (М. вербицкий.) Желал бы я, мой родной край, чтобы ты на волю здобувавсь... (П. Грабовский.)

3. Земля моя, душистая, барвенкова! Реки медовые, золотые дожди! Только бы увидит тебя в обнове, больше ничего не хочу в жизни. (М. Стельмах.) Скачи, враже, как казак скажет. Дай, Боже, в добрый час, как у людей, так и у нас. (Род. творческим.)

 

ИV. Анализ материала с целью обобщения.

Работа с учебником. Коллективное выполнение упражнения 121.

Проработка теоретического материала (п. 13. с. 62).

 

V. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

Работа у доски. Записать существительные, определить отличие каждого из них. Объяснить, что является основанием деления существительных на склонения.

Победа, земля, башня, хлебороб, край, парень, село, фамилия, здоровье, радость, повесть, мать, девочка, теленок, имя.

Самостоятельная работа. Записать существительные в четыре колонки по отличиями, пользуясь как опорой таблицей на с. 63-64.

Роза, изысканность, судья, линия, крестьянин, отец, гордость, мать, малыш, жеребенок, Днепр, место, любовь, цыпленок, мята, вывод, расстояние, темя, яйцо, Татьяна, Лука, верфь, племя, впечатление, позиция, весло, груша, ночь, кровь.

Выборочный диктант. Выписать существительные, ставя их в начальной форме. Определить отличие каждого.

Спи, мой маленький киевлянин, люли, спи, мой калиновый цвет! Пусть накують тебе щедрые кукушки мира на тысячи лет! Лыбидь русая тебе колыбельную играет на струнах Днепра, Дарница стелит дорогу шелковую, вышитую нитью добра. (Б. Олийнык.) Спи, моя детка, на поре. Тени спят и сонная яворина... Так, как небо в нашем Днепре, так в тебе не спит пусть Украина. (М. Винграновский.)

Объяснительный диктант. Определить падеж и отличие каждого из существительных.

На рассвете сын нашептала иметь в то время, когда о судьбе зари лебедять: “Глянь, моя деточка, через Украину, через наш дом уже утки летят.”(М. Ткач.) Мать качала детеныш. Сердце билось в радости и тревоге. Солнечный лучик, как зайчонок, бавивсь у нее на пороге. ...Материнская верность и любовь зорко берегли нас в люльках. (Д. Луценко.)

 

VІ. Подведение итогов урока.

 

VII. Домашнее задание.

П. 13, упражнение 125.