Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Урок № 26

Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их созидания.

Цель: объяснить особенности создания деепричастий совершенного и несовершенного вида; формировать умение определять вид деепричастий, образовывать деепричастия определенного вида; формировать орфографическую грамотность; воспитывать уважение к устному народному творчеству, любовь к песне; развивать внимание, память, логическое мышление.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

 

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

*Работа у доски. Выполнение индивидуальных заданий двумя-тремя учениками.

Карточка 1

 

Переписать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). В последнем предложении подчеркнуть члены предложения.

 

Сверкнула грімниченька, густое облако разр..ваюч... Засеяли казаки, дубравой проїжджаюч... То не маки процветали, густую траву пр..крашаюч... То казаки луку укрыли, кониченьків попасаюч... (П.кулиш.) И идут волы степью, г..вуч.., похоронили своего господина, из Крыма ідуч... Кукушка летала над ним, куюч.., колеса скр..пилы, под ним кот..ч..сь. (Нар.творч.) И сида орел крылатый на могиле споч..ваты, налітавш..сь по ст..пах. (Б. гринченко.)

 

Карточка 2

 

Переписать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия).

 

..Мля, світаючи, улыбалась. (Е.гуцало. ) Плющи, ціпеніючи, давят колонне. (М. бажан.) Прощаюч..сь, лето на грудь мои пр..падает. (Е.гуцало.) Птенцы зовcим согрелись и, попискуюч.., б..шкетували. (Н.стельмах.) Листья, кружляюч.., пада. И тоскуют, відлітаюч.., ключи. Белым цветом сніжини, кружляюч.., падали с облаков. (Д.Луценко.) Дуновением отваги и свободы дышит, насовуюч..сь, даль. (М. бажан.) Замисл..вш..сь, на пал..дец себе ветер незчувсь, как паутину насотав. (Б.олийнык.) Бежит, накульгуюч.., путь. (І.Гнатюк.)

 

Карточка 3

 

Переписать, расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). В последнем предложении подчеркнуть все члены предложения.

 

Пахнет мята, хлеба, радуясь, цветут. (М. рыльский.) И по пояс входит в широкий лан, наклоняясь, урожай. (Н.стельмах.) Красное крыло простерши, крайнебо наверху цвело. (О.Довгий.) Плюет под ноги октябрь желтыми листьями, и, плача, лбом я не склонился. (М.Самійленко.) И светились облака, поднявшись палатками. (А. малышко.) Играл оркестр в мінорнім тони, навевая замысла. (М.Вороний.) На огне корчуватім, в широком поле в казани допріває, булькочучи, каша. (А. малышко.)

Карточка 4

 

Отредактировать предложения.

Увидев картины Екатерины Билокур, меня охватило очарование. Мне очень понравилась столица, посетив ее. Выполнив домашнее задание, мне осталось подписать тетрадь. Выпив лекарство, у бабушки одинаково болела голова.

* Предупредительный диктант.

Сел калач, снова приступай к делу. Кто, наевшись, еще ест, зубами копает себе могилу. Нюхая, не насытишься. Задорный отдыхает, обтирая пот, а ленивый мучается, переворачиваясь на другой бок. Поспишь в охоту, сделав работу. Обтачивая железнодорожную рельсу, можно выточить иглу. Сидя на лошади, не прячься за овцу. Дождешься хуже, полагаясь на другого. Это такое сено, что и попадья, посолив, села бы. Спотыкаясь, учатся выше ноги поднимать. Путешествуя, не пускай лошадь галопом.

Народное творчество.

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

* Работа с учебником.Выполнение упражнения 149 (i,II). Обработка таблицы “Деепричастия несовершенного и совершенного вида.

ИV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

* Прочитать предложение. Указать деепричастия, определить вид каждого. Объяснить, от якох основы и при помощи какого суффикса дієприслівник образовано.

 

Убегая от дождя, остерегайся града. Иглы ища, сожгли свечу. Упустив с крючка рыбу, за хвост не поймаешь. Учись, на других глядя. Тешучи дерево, портным не станешь. Лучше сложить руки, чем работать, опустив рукава. Хорошо поработав, лучше будешь отдыхать.

Народное творчество.

 

* Выборочный распределительный диктант.Деепричастия несовершенного и совершенного вида выписать в две колонки.

 

Проходят лета, одцвітають лета, имена и даты затерши. (Б.олийнык.) Я, бредучи от избы и до избы, уйду в миры порадоньки искать. (М.Вороний.) Летят в село аисты полусонные, лениво и трудно имея крыльями. (О.Довгий.) Где ты, хато с огненной печью, что всегда делилась добром, улыбалась золотым лицом, материнским грея теплом? (Е.гуцало.) Я с непокрытым молодым челом стою, склонившись в пшеничной нимбе, пред образами матери и хлеба... (Б.олийнык.) Утверждаю, дорогие, пусть не все поняв: “В злобе - смерть нам. Злиться не следует”. (М.Самійленко.) Выпала нам судьба гордая, тяжелая и красивая: самозгоряючи, мира светит. (Б.олийнык.)

 

Словарь. Нимб - сияние в виде круга над изображением головы Бога и святых в религиозном искусстве; символ святости.

* От представленных глаголов образовать деепричастия. Обозначить суффикс, с помощью которого дієприслівник образован, свыяснить вид дієприслівника.

 

Знают, будут, поют, несут. Прочитать, сесть, сесть, ошибиться.

 

* Переписать. Подчеркнуть причастия, обозначить над каждым его вид. Выделить суффиксы, с помощью которого образовано каждый дієприслівник. В выделенных словах укажите орфограми и обосновать выбор написания. Объяснить употребление разделительных знаков.

 

И. Ветры северные дрожат, затихая, между благоухающими кустами лавровыми. (Леся Украинка.) Ограбив золотые хоромы, ветры в рощах делили барыши. (Л.Костенко.) Высокие горы, на плечах неся песни ручьев, с планетами вели переговоры. (Л.Забашта.) Почему ива не спит в метель, грудью спинивши непогоду злу? (Н.стельмах.) Уже тополя надменные, с рамен сотрясая мглу, радуются утренние и теплую. (М. рыльский.) Ветров взяв длинные метлы, осенние дни по миру идут. (Е.гуцало.) Печаль птица в душу залетела, найдя юг в душе моей. (Е.гуцало.) Поднимая над головой шорох, срывались с обрывов летучие мыши и сычи. (В.Базилевський.) А тишина, касаясь лба, мне шепчет странные небылицы. (М.Самійленко.) И майдан, от солнца став злототканим, мерцает, словно плес. (М. бажан.)

II. Вместе собравшись в землянке, бойцы поют “Завещание”. (М.Нагнибіда.) Мовкнуть враги, когда Богун поднимается медленно, свой народ и край спасая из плена. (А. малышко.) Войдет люд у святыни забыты и со слезами в глазах споет псалом за борцов, которые погибли в затруднении, борясь за край и за счастье ясное. (М.старицкий.) Дед строит бандуру, пробежал по струнам, и струны говорят в костлявых руках: “Оброс мхом серый камень, в поле лежа, приуныли казаки, сидя дома”. Закричали серые гуси, в югулетая, спели козаченьки в поход уходя. (Л. боровиковский.) Казалось мне, что шевелятся скалы, из глаз своих слезы проливая. (Александр Олесь.)

Словарь. Псалом - религиозная песнь, молитва, входящее в Псалтырь.

* Переписать, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Определить вид деепричастий.

И. Лет.., устал сокол, стерла чайка крылья. Когда в..селими руками не твор..ш доброго мира вокруг, ржавеет сердце, словно плуг, полей не ор... Надевает, стел..ясь, стиральные порошки на сосны шапки голубые.

Из произведений М.Стельмаха.

II. Между тем цветков девушек..много ходит. Не рвут цветков поющих, и зр..вают с каждого растения по листку. И, вишь..или их забаву такую, я сказал: “Зачем те листья, девушки? На счет, на блюдо их рвете какую?” (И.франко.) Я помчался обратно по темной проселочной дороге, біж..сквозь ночь, плакал я т..хцем. Ракета, словно бикфордов шнур, горит, углубляется, лет.., в голубизну. (Д.павлычко.) Помчались кони, сталью гримл... (М. бажан.)

 

* Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания(подаем предложение без их изъятия). Деепричастные обороты подчеркнуть как члены предложения. Определить вид деепричастий. Указать дієприкметникові обороты.

И. Оказавшись в лугу или в поле, заслухаюсь языка и послушаю слово, проказане зельем громовым. (Е.гуцало.) Сады стоят, обдмухані ветрами, листья летят, кивая вервях. (Л.Костенко.) Пахучие склоняя ветви, залитые обильным цветением, хотел бы я садом шуметь. (В. сосюра.)

II. Хижина, склоненная на склоне, стоит, скучая, сама. (Б.Дегтярьов.) Подсолнух достал и из груди золотистый, задымленный сердце и, влюбившись в ласточку, ласточке отдает. (Е.гуцало.) Шумит, врываясь в душу, покой, как в пробитый корабль вода. (Д.павлычко.) Внезапно грянувши с разбега, пропахший йодом моря дождь оттанцевала гульливу джигу на плитах задзвенілих площадей. (М. бажан.) Пока мы себе на здоровьея здесь говорим на сотни тем, время погибает, истекая кровью не написанных нами поэм.(Л.Костенко.)

 

Словарь. Джига - старинный английский танец.

* Обучающий диктант.

Весь человеческий возраст сопровождают песни. Качается материнский пение над колыбелью, пеленаючи детство в тихие мелодии, роняя в детскую душу первые зерна поэзии и нежности. Потом песни звенят девичьими и парубочими голосами, вливаясь в сердца бентегу любовь, грусть расставания, мечты и надежды на счастье.

Лирическая песня несет в себе высокую народную мораль. Она всегда принимает сторону обиженного, богатству противопоставляя красоту, расчетные - любовь, поэтизируя трудолюбие, доброту, щедрость, искренность, верность.

Песня перелетает над длинной жизненной ниве. Все находит в песне отголоски: семейные радости, сетования на тяжелую судьбу, разочарование и радость. (По О.Деєм; 87 сл.)

V. Подведение итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.Упражнение 155.