Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Уроки № 24, 25

Тема: Дієприслівниковий оборот. Комы при дієприслівниковому обороте и единичном деепричастные.

Цель: закрепить понятие о дієприслівниковий оборот, закреплять умение выделять деепричастные обороты в предложениях, правильно интонировать предложения с дієприслівниковими оборотами, определять синтаксическую роль оборотов; формировать пунктуаційну грамотность, воспитывать уважение к историческому прошлому народа, уважение к устному народному творчеству; развивать логическое мышление, память.

Тип уроков: комбинированные уроки (закрепление изученного, изучение нового материала).

Оборудование: учебник.

Ход уроков

 

И. Проверка домашнего задания.

* Прочитать спроектированы через кодоскоп (заранее записаны на доске) предложения.Указать в них деепричастия и зависимых от них по смыслу слова. Выразительно прочитать предложения, выделяя деепричастия с зависимыми от них словами паузами и интонацией. Указать единичный дієприслівник.

 

Гром упада, ударяя глухо. (А. малышко.) Ветер, сивіючи в луге, гривой седой играет. (Е.гуцало.) Молодую волнуя траву, сперва гром ударил над Подолом, прокатился, загремел над полем. (А. малышко.) Цепляясь за приполи тучи, гром, бухикаючи, так и зависал между небом и землей. (Н.стельмах.) Лекала путей пют бензиновый мед, лакомясь громом охотно. (И.драч.)

II. Сообщение темы и цели урока.

 

III. Воспроизведение теоретических сведений.

* Беседа.

· Что образует дієприслівник вместе с зависимыми от него словами?

· С каким членом предложения повязаний по содержанию дієприслівниковий оборот?

· Каким членом предложения является дієприслівниковий оборот?

· Каким может быть расположение дієприслівникового зворота относительно глагола-сказуемого?

· Как інтонуються предложение с дієприслівниковими оборотами?

· Какими знаками препинания выделяется дієприслівниковий оборот?

ИV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

* Прочитать, указать деепричастные обороты.Объяснить употребление разделительных знаков. Свыяснить синтаксическую роль дієприслівникових оборотов.

 

И. Покидая родной свой край, зачем едет казак за Дунай? Что ищет казак за Дунаем? (Д.Кремінь.) Или же на то казачество погибали в неволе, побивалось тяжело, ища воли? (Леся Украинка.) И до сих пор еще дрожит душа, в ожидании чего-то тайного. (И.франко.) Как же можно, живя взглядами своих дедов и отцов, легко, с грубыми шутками подходить к непостижимой девичьей души? (Н.стельмах.) Надо утром до работы вставать, презирая усталость и лень, и преодолевать, преодолевать, преодолевать бездуховность всех поколений. (Г.Чубач.) Кто он такой, этот казак Мамай, что, копья воткнув разделочную в горизонт, перебирает пальцами бандуру? (А.Бортняк.)

II. Утикаючи иглу, шило не вынимают. Даже голодая, накорми отца. Лень, лежа на печи, мерзнет. Ушей не затыкай, надеясь на глаз. Нагибая тополь, памятай о свою голову. Ложась спать, надо план на завтра иметь. Срывая яблоко, скажи спасибо тому, кто его вырастил.

Народное творчество.

V. Изучение нового материала.

* Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 57-58).

Выполнение упражнения 158.

* Объяснение учителя.

Единичный дієприслівник выделяется запятыми, если он означает дополнительное действие к глаголу-сказуемому. Чаще всего такой дієприслівник стоит перед глаголом-сказуемым (напр.: Обучая, учатся. (Ант. выражение.) Нюхая, не насытишься. (Нар.творч.) Умирая, лилии клонять до теплой воды головки дряблые. (Леся Украинка) Доехав, не розвертайся. (Нар.творч.), реже - после него (напр.: Я сам свою молитву правил, и никла, ежась, беда. (М.Самійленко.) Ждет пахарь, паруючи, чернозем.(М. рыльский.)

Если же единичный дієприслівник означает способ действия и по своему значению близок к наречия, запятыми он не выделяется. Чаще всего такой единичный дієприслівник стоит после глагола-сказуемого (напр.: Железо испытывают куючи, а лошадь учат ездя. (Нар.творч.) ...Идут осаули и плачут уходя.(Т.Шевченко.) Гай лежал распластавшись. (О.Гончар.) Уходят звезды в пике и зависают уходя. Теплились зеленея глазенки у таких животных, которых не ведал Брэм. (И.драч.), хотя иногда может стоять и перед глаголом-сказуемым (напр.: Ленивый сидя спит, а лежа делает. (Нар.творч.).

Два или более дієприслівникових обороты, соединенные между собой лишь интонацией, на письме отделяются друг от друга запятыми (напр.: Умывшись в горном потоке, растянувшись в душистой долине, под голову гору положив -- в краю буковинськім. (М.Нагнибіда.) Поземка куріла навстречу. Уже потом дала она понять, взлетев вверх, рванув снизу, ударив спереди, сзади, по бокам, поднявшись в наступление из глубоких яркив. (Л.Первомайський.)

Если два дієприслівникових обороты ссоединены между собой неповторюваними союзами и (и), или, запятая перед этим союзом не ставится. (напр.: Степь, стряхнув с себя росу и согнав неприметные тени, горит желто-зеленым цветом. (Панас Мирный.)

Если союз и (и) собъединяет два присудки или два простых предложения в сложном, запятая может ставиться как перед этим союзом, так и после него (напр.: Хорошо нам заблудиться в дремучем лесуи, за руки взявшись, ходит до зари. (Н.стельмах.) Нависло низко облаков глухое своды, и, шурхаючи крыльями об них, летят чайки. (М. бажан.)

Не выделяются запятыми деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами: Сидеть сложа руки. Говорить не переводя духа. Бежать не помня себя.

VИ. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

* Прочитать предложения, правильно их інтонуючи.Указать одиночные деепричастия. Объяснить употребление разделительных знаков.

 

И. Поют идя девушки, а матери ужинать ждут. (Т.Шевченко.) Теперь, напевая, девушки той тропой идут на совместную работу.(М. рыльский.) По улице идут распевая девушки, и под гармонь поют парни. (В. сосюра.) Спели идя ребята-белорусы. (П.Усенко.) Поют ребята, уезжая в кино. (Д.павлычко.) Покоясь, бойцы славную песню поют. (П. тычина.) Хорошо песни петь пообедав. (Нар.творч.)

II. Мать ходит крича, своего сына спрашивая. Вспомни меня, мама, пообідать сев, а я тебя ізгадаю не пивши, не евши. Ленивый сидя спит, а лежа делает. К работе плача, а к танцам скача. Не хвались начав, а хавались намолотив. Наемник ходя наестся, а сидя поспит. Евши, греется, а работая, мерзнет. Богатый умирает недоївши, а бедный переев. Больше добыл лижучи, чем отрывая (кусая). Как здоровя имеем - не храним, а потеряв плачем. Прямое дерево и умирает стоя. Сидя, из леса дров не наносишь. Спотыкаясь, учатся выше ноги поднимать. Жить припеваючи. Жить, горе укатив.

Народное творчество.

* Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия).Обозначить орфограму “Буква ы в суфіксах деепричастий”. Деепричастные обороты и одиночные деепричастия подчеркнуть как соответствующие члены предложения.

 

И. Буйный ветер замолчал, пролетев. (Леся Украинка.) Пугающие, врывается в легкие зловіщий ветер. (М. бажан.) Заря, поклоняясь небу, падала в камыши. (Д.павлычко.) Куда-то бегут, напевая, провода, волнуется под солнцем спелое жито. (В. сосюра.) А я иду, мой друг, с тобой, одкривши сердце всем ветрам! (В. сосюра.) Солнце швыряет пригоршни золота, вселенной играя в росах тремких. (М.Самійленко.) Тополя в ряд, лелея красоту, шумят себе на том яснодорожжі. (А. малышко.) Шмелям и пчелам липа платит пошлину, медовый дух, как свет, в мир проливая. (В.Коротич.) Летят по ветру пчелы в соцветии, забыв про свои прозрачные крылья. (И.драч.) А за березой дубы стоят, держа веки на своих обважнілих руках. (Н.стельмах.) И розцвілися буйно клены, цветением сплівшись вверху. (Н.стельмах.) Край балки, провожая потоки, петров кнут смеется синьооко. И косы распустила ковыль, радуясь, что ливень відгула. (В.павловский.) Отразившись только в стекле, проходит дождик. (М.Самійленко.)

II. Летела кукушка через сад, куючи. И заплакал казак, ед девушки идя. (Нар.творч.) Или думал тот казак, уходя на чужбину, что вернется из его сердца цветок на Украину? (Леся Украинка.) Я смочила платочек, мелкие слезы вытирая. Видивила карие глаза, тебя, сердце, высматривая. (Нар.творч.) И, в давние стремясь лета, звенит золотая легенда о Довбуше и Кобылицы. (М. рыльский.) Течет Десна, ласкавиться, впитав небеса. (О.Довгий.) Гривасту волну разметал Днестр, хитнувши утесами, словно веками. (А. малышко.)

 

*Предупредительный диктант.Обозначить орфограму “Буква ы в суфіксах деепричастий”.Свыяснить синтаксическую роль дієприслівникових оборотов.

 

И. Спрятав краски в зелен-ветвях, підкралась осень, словно рысь. (Д.Луценко.) Осенняя тишина ходит на пуантах, прославши из листьев тканый гобелен. (Е.гуцало.) И на ладони виваживши все, кланяюсь и осени, и лету. (М.Самійленко.) Голубой время, притворившись водой, течет в песчаных, чистых берегах. (Е.гуцало.)

II. Теплый ветер целует каштаны, колихаючи виты смутные. (В. сосюра.) Насвистівшись между небом синими берегами, ветер спать прилег под утесами в дерезе. (М.Самійленко.) Снит урожаями нива осенняя, тополями почерпнув голубизну. (Н.стельмах.) Наслушавшись соловїного пения, надышавшись ароматом ночного воздуха и налюбовавшись луной, я медленно отправился к дому (Е.гуцало.) Красная осень села спочивать, а месяц греет руки от костров, красным золотом укрыв залежи. (А. малышко.)

 
Словарь. Пуанты - обувь с твердым носком, которое используют для женского классического танца.

 

* Объяснительный диктант.Деепричастные обороты подчеркнуть как члены предложения. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи.

 

И. А день идет в красе и силе, пропахши соками земли. (Н.стельмах.) И, натомивши в путешествии ноги, ложится день отдохнуть за бугором. (Е.гуцало.) И этот прекрасный вечер пройдет, растаяв дымкой над Десной. (М.Самійленко.) Шатер небес раскинув над миром, стояла ночь. (Е.гуцало.) Плывет месяц молоденький, разогнув рога. (Л. боровиковский.) И только звезды высоко дрожат, рассыпавшись по странной риге неба. (В.самойленко.) А над полями величественно плыл месяц, кроша и розтрушуючи свое сияние на каждое деревце, каждую травинку. (Н.стельмах.) Солнце заходит, целуя гай, цветы кивают ему спокойной ночи, шепчут, срывая листочки на ночь: “Не покидай, не покидай...”. (М.Вороний.)

II. Я, извиняясь музу и лавр сменив на фуражку, речь поведу о кукурузе. (М. рыльский.) Комбайн еще блуждает в кукурузе. И свеклу, лютуючи на кузов, поглаживают натовчені стороны. (Б.олийнык.) И тракторы, в пашни погрязнув до колен, застилают свет фар до другой планеты. (А. малышко.) И, видимо, за мной снежок побежит, следы загребая в пучок. (П.Воронько.)

III. Восстают против снегу дубы, клянясь солнцу и лету. Восстают непокорные рабы, расправляя плечи из-под гнета. Почитай откровенных! Всадники они... Поблескивая острыми саблями, мчатся к цели широкими полями, вырубают подлости буряны. Почитай смелых! Молодость твою они в безумных битвах защищали, идя на подвиг, смерть побеждали или же храбро погибали в бою.

Из произведений Д.Луценка.

*Диктант с комментированием.

И. Над миром встанет Украина, раскрыв глаза молодежи. Дохнет озонною грозой и в ясном величии и красоте пойдет, умившися слезой, словно девушка по росе. (М.Сіренко.) Гроза нарвет васильков в небе синих и сплести из таких цветков венок, твое чело украсит, Украина! (Е.гуцало.) Умей в жизни волнующем и ты, затаив горести в груди, не жалеть цвета и теплоты, себя всего дарить людям. (Д.Луценко.) Не молчи, когда, гордо гордясь, велегласно брухня шумит, когда, горем чужим утішаючись, зависть, словно оса и, звенит. (И.франко.) В душе бродят только тени и тихо плачут уходя. (Александр Олесь.) Сдирая до крови босые ноги и даже во сне не ведая сна, орем души своей залежи, орем души своей целину. Сдирая с себя остатки мха, взяв искреннее солнце за образец, несем эпоху! (Е.гуцало.)

II. Ивы смотрят в реку, до волн прижовклі выпрямив руки. (Д.Луценко.) А подсолнухи еще долго будут тлеть, опустив отяжелевшие желтые головы. (І.Доценко.) Каждый вечер дымок поднимается из долины, окутывая замедленные маслины. (М. рыльский.) И, сбросив последнее кимоно, кривавилась шиповник в харакири. (И.драч.) А июньский вечер, забыв про солнечный посох, по песчаной тропе без посоха идет через лес. (Е.гуцало.) И листочки падают покорно, отрываясь от родных вит. (В. сосюра.) Дрожит береза голым телом, роняя последний лист. (Е.гуцало.) Плывет над горами ночь в плаще с золотыми звездами, тень разослав свою по земле, и месяц у нее горит на лбу. (В. сосюра.) Ясный месяц побледнел, устыдившись звезды и красного утра. (И. Нечуй-Левицкий.) А уже хмарище, туча грізная совсем надвинулась, низом стелется, достигая леса крыльями, ночью кроя небо возмущений. Земля кругом іздригнулася, в хлющі пінявій утопая. (М.старицкий.)

III. Плыл корабль, разрывая волны, не день, не час, выдержал бури, не сбился с дороги в тумане, дальше и дальше все мчался, пронизанный холодным ветром. (Леся Украинка.) Ветра в лицо жебурляючи пену,
плил пароход в далекую страну. (М.Пригара.) Волна катится, играет, поет песню звонкую, и резвится, смеется, целуя отвесную скалу. . (М.Вороний.) А лодка вутлий, долбанный из сосны, по реке несется, пахнущим сосной. (Е.гуцало.) К земле припав ухом, уснуло вдруг сделанное село. (Б.олийнык.)

ИV. Все спешат, ища счастье, забыв, что счастье всегда только в нас. (Г.Чубач.) Там быют и клокочут пороги, вздымая пену до дна. (М.старицкий.) Река течет, берег рвали, дальше, дальше, вдоль обрыва. (Леся Украинка.) Прославшись до моря стягою, Днепр підмива берега. (Б. гринченко.) И клены клонятся, дожидаясь весны. (В. сосюра.) И, сделавшись родным братом ветра, пространства и трав, бросал я скучную работу и в зеленый степь убегал. (Александр Олесь.) А песня приходит из мглы, из тумана, взлетая вверх над пространством тьмы. (Л.Первомайський.)

 

* Учебный диктант.

 

И. Для меня фашизм чужой, для меня ненавистное понятие сверхчеловека, какой бы нации она не была. Иногда слышится что-то про украинский фашизм. Украинцы - нация не агрессивная. Живя в чужих странах, между чужими нациями, украинцы всегда уважают их культурные достояния, приспосабливаются к их традициям, не переделывая что-то на свой лад. Живя между другими народами на чужих территориях, украинцы никогда не унижали их национального достоинства. И украинского фашизма никогда не было и не будет. (По Є.Дударем; 70 сл.)

II. Степенный бусел, высоко підкачавши штаны, критически смотрит на воду, что вверх ногами перевернула ивы и, словно упрекая ее, покачивает головой. Рассмеявшись, Марко всполошил недовольного аиста. Тот настороженно повернул червононосу голову, но сразу успокоился и с достоинством задибав по сырой прибрежной полоске.

Удобнее устроившись за коноплей, Марко розмотав свою копеечную удочку, наживив крючок и почти в безнадежности забросил его. До конопли придибав бусел, величественно остановился, и Марко подумал, что теперь, видимо, у птицы и у него будет одинаковый полезно. Но нежданно поплавок задрожал, а потом нырнул в воду. Мужчина в волнении, не подсекая, потянул удочку. Из воды, отряхивая брызги, випорснув радужный слиток и упал на траву. Это был серебристый карась. (По М.Стельмахом; 110 сл.)

 

VII. Подведение итогов урока.

 

VIII. Домашнее задание.Упражнение 164.