Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

 

Урок № 21

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВ С НЕНАГОЛОШЕНИМИ ГЛАСНЫМИ

 

Цель: повторить правила написания слов с ненаголошеними гласными; совершенствовать умение правильно писать слова с ненаголошеними гласными, находить и исправлять орфографические ошибки в писемному речи; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников уважение к родному языку, а также ощущение ее красоты как основы эстетического воспитания.

Внутрішньопредметні связи:

Фонетика: фонетическая характеристика гласных звуков.

Орфоэпия: правильное произнесение неиаголошених гласных.

Орфография: правописание большой буквы.

Лексикология: синонимы, ознакомление с похоже, устоявшимся фразеологическим составом украинского языка.

Словообразование: части слова.

Морфология: части речи.

Межпредметные связи:

Литература: произведения украинских авторов, выразительное чтение стихотворных произведений.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация мотивационных резервов десятиклассников по теме

Наблюдения над языковым материалом

► Прочитать выразительно текст, определить и выписать слова, в которых есть безударные гласные е, и. Какие звуки произносятся на их месте?

Уже солнышко в море сида;

в тихом море темнеет;

прозрачная, глубокая вода,

словно бархат, зеленеет.

На зеленых волнах дрожат

красной искры блестящие

и ясным огнем мелькают,

словно молния из темной тучи

(Леся Украинка)

 

Аудирование

► Послушать отрывок из стихотворения Д. Белоуса «Радужный розмай». Записать названия городов и сел, в которых есть безударные е, и. В какой значимой части слова они находятся? Доказать правильность своего мнения.

А нам, малым, все интересное вдвое.

Кто откуда прибыл к Курманів:

Усатый дядька - с Раковой Сечи;

Тот - из Белой Березы,

Тот - из Терний.

А вы откуда? С Ясной Колодца,

Те - из Белополье, те - из Лебедина.

Кто так назвал те поселки вокруг?

Кто воспел дубравы и поля?

В небе месяц - малиновое круг,

А на земле - Клименту Мельницы.

Краса моя ты, Сумщино, Сумщино.

Куда не кинь - красочных слов розмай.

Ромен, Боромля, Липовая Долина,

Березов Яр, Лука, Зеленый Гай.

 

IV. Осознание теоретического материала в процессе практической работы

Орфографический практикум

► На месте точек поставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.

Бл..щати, вин..сений, г..не, нет..рочезний, акт..визировать, пл..нарний, скр..пойти, характ..г..зывать, тр..тина, зас..лить, д..сятий, л..и..нант, г..зультат, решения..ваты, зал..вать, б..р..жливість, п..ервинний, мат..мат..ка, ж..ве, в..рховина, зап..сы,..сняний, практ..кант, щ..6..таты, т..хнічний, кат..горія, гл..бинний, казней..гічний, д..р..гент, ст..хаты, г..сурсы, в..л..чаты, д..сц..плінарний, эф..ктивність, ст..повой, с..минар, г..кторат, г..ф..ративний, к..рувати, защ..дами, с..зуля, пр..нц..повой, к..жух, т..рплячий, д..ф..р..нціальний, конц..нтрувати, сп..изъятие.

► Переписать слова и вставьте пропущенные буквы е, ы. Объяснить их правописание. Выделить слова, написание которых проверяется по словарю.

Разд..влятися, гал..рея, проблем..матичний, кр..вавий, стр..мать, заб..рати, невм..рущий, замир..рати, т..рплячий, прод..ш..вить, осознанный, зб..г..тесь, кр..тический, б..р..жливий, нем..лосердний, эт..ртатися, ущ..мыть, неприм..ренний, дел..дливий, м..нулий, тр..мтіти, выз..нить, ос..литься, зв..чайный, гр..маться, дж..р..ло, вс..г..дыни,..селка, ш..л..стіти, принц..повой.

► Вставьте в слова пропущенные е, и. Какие из представленных слов можно объединить по общей значимой частью? Довести.

Кр..га, б..р.., пр..б..р..жний, л..стопад, л..стоноша, б..р..зняк, кр..жень, ж..у..й, кр..же..на, кр..шталь, л..стівка, л..стя, б..р..с..нь, кр..жинка, б..р..г, свекольный, б..р..тесь, б..г..г.

► Прочитать пословицу. Объяснить их значение. К каким частям речи относятся слова с ненаголошеними е, ы? Подобрать к ним однокоренные и записать группы слов.

Минута час бережет. Жизнь проясити - не поле перейти. Что знаешь, что умеешь - то за плечами не носишь. Весна богата на цветы, а хлеба в осени просят.

 

V. Выполнение творческих упражнений

► К выделенным в предложениях фразеологизмов подобрать из справки синонимы, объяснить в них правописание слов с ненаголошеними е, и.

1. Такое было мишастеньке, такое хрупкое, а вот смотри - уже на выданье. 2. А в тех лесах развелось много всякого зверя, птиц, как цвета в огороде. 3. Только заехал, глядишь, уже и конец загонщики, снова возвращай: за полчаса рубашка, как чувак. 4. Квартиру вам все равно дали бы,- заметил Байдачий,- Е, это еще бабка надвое гадала. 5. Хоть отец и копейки не имеет за душой, но все равно чувствует себя человеком.

Справка. В кармане ветер гуляет, вилами по воде писано, на выданье, хоть выкрути, видимо-невидимо.

► Прочитать присказки, пословицы, поговорки и народные приметы. Как вы их понимаете? Объяснить. Выделить слова с ненаголошеними е, и. К которым правил их можно привести как примеры? Начертить таблицу и заполнить ее.

 

Правило

Примеры

1.

 

2.

 

 

Богатый дивится, чем бедный кормится.

Богачу ведется, потому ему и петух несется.

Лучше убеждать словами, чем кулаками.

Беда - великий учитель.

Беда не ходит лесом, а между людьми.

Тихая вода берега ломит.

Два гриба в одном борще - то многовато.

Такая жизнь, как моя, не стоит и печеного лука.

Обида человеческая боком вылазит.

Слово бежит, а письмо летит.

Прицепили еще и горького до плохого.

Длинные почки на деревьях - опоздает лето.

Лето с дождями - осень с грибами.

Многие зимой инея - на урожай.

Солнце на лето, а зима на мороз.

О землю заботься - золотым зерном любуйся.

Зимой день малый, нитка длинная, а весной день большой, а нитка короткая.

Орачеві земля - мать, а ледарю - мачеха.

Какая пшеница, такая и паляница.

Лес большой, а путного дерева не найдешь.

 

Творческое конструирование

► Поданных слов добавьте близкие по значению с ударными е, u и составьте с ними предложения.

Титан ... ; лед ... ; гербарий ... ; радуга ... ; бусел ... .

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

► Выписать из орфографического словаря 50 слов с ненаголошеними гласными, которые не проверяются при помощи ударения и запомнить их.