СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Урок № 22
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕНИЕМ И УДЛИНЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
Цель: повторить знания десятиклассников об удвоении и удлинение согласных; формировать правописные умения; совершенствовать умение находить и исправлять орфографические ошибки в писемному речи; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников уважение к родному языку, а также ощущение ее красоты как основы эстетического воспитания.
Внутрішньопредметні связи:
Фонетика: удлинение согласных, уподобление согласных.
Синтаксис: предложение, текст.
Межпредметные связи:
Литература: произведения украинских авторов.
Русский язык: фонетические и орфографические особенности некоторых слов, отличных от украинских.
Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
III. Актуализация мотивационных резервов десятиклассников из темы
Игровое исследования-восстановление
► Записать слова в две колонки: в первую с удвоением букв, во вторую - без удвоения.
Пошлин..ю, огнен..ый, скажен..ый, височен..ый, антенн..ый, тьмян..ый, вроджен..ый, дэн..ый, орлиное..ый, обочин..я, Хмельнич..ина, неждан..ый, адресован..ый, однозмін..ый, окон..ый, роз'єднай..ый, олов'ян..ый, нескінчен..ый, электрон..ый, деревянные..ый, умотивован..чет, без..ахисний, аграрно-сырьевых..ой, гил..я, антропоген..ый, туман..ый.
Ключ. Подчеркните в каждом слове первую букву - прочтете высказывание В. Сухомлинского.
Вірніст..ю, повін..ю, осин..ю, величніст..ю, качеством..ю, от..аллю, пошлин..ю, радіст..ю, с множество..ю, доповід..ю, стои..ю, с точніт..ю, сел..ю, заздріст..ю, в сміливост..и, плот..ю, по отрасли..ю, смерт..ю, с роскошь..ю, вис..ю, величие..ю, шерст..ю, с розповід..ю, север..ю, го..ю, со зліст..ю, ненавист..ю, четверти..ю.
Ключ. Подчеркните в каждом слове третью букву - прочитаете народную мудрость.
Ответ. 1. Язык - духовное богатство народа. 2. От теплого слова и лед разморозится.
IV. Осознание теоретического материала в процессе практической работы
Орфографический практикум
► Переписать предложения и вставьте в словах пропущенные буквы. Объяснить правописание выделенных слов.
1. С раскаленными обли..ямы, оби..яне потом, замазаны грязью суетятся люди круг огня (Г. Коцюбинский). 2. Его серые с проси..ю глаза светились кротостью и добротой (Ю. Збанацкий). 3. Я попросил Софию рассказать о семье, которая приняла ее заменить..ю (Ю. Збанацкий). А. Скупое промі..я оси..настоящего солнца самітньо отсвечивает немощной прозолотою на белом теле берез (В. Донченко). 5. Сколько еще песен, еще столько слов несказа..ых в сердце (В. Сосюра). 6. Месяц второй уже ведется нескінче..а и осада (Леся Украинка).
► Переписать слова, вместо точек поставить пропущенные буквы. Объяснить их правописание. Указать, на грани каких частей слова происходит удвоение.
Бе..смертный, ро..кричатися, ра..бить, бе..вооруженный, ..писать, бе..платный, ..делать, ра..стелить, ..шить, ..говорить, ро..говорить ..прятаться, бе..защитный, ро..пустить, фотографировать.., ро..спрашивать, во..’одно..я, щоде..ик, жи..я старше..ой, е..ил, задач..я, веки..ик, незрівня..ой, воло..я, розрі..я, ро..броїти, узлі..я, Запоре..я, тума..ый, обли..я, ви..аль, здоровое..ый, підні..я.
► Переписать текст и вставьте вместо точек нужные буквы, объяснить их правописание.
ДОБРАЯ ЩЕДРАЯ ПЕЧЬ ТВОЯ
Традиционная вариста піч. Эта «добрая щедрая печь твоя», пропахшей блюдами, печет..ым хлебом, печет..ыми и сушеными яблоками и сухим наси..ям, со..ям, коре..ям, как писал Александр Довженко, постепенно уходит в историю. Но человеческая память всегда возвращает нас к хорошему огня в печи роды..ой дом, возле которого мы рождались и вырастали.
Огонь, с помощью которого готовили пищу, зогрівались и защищались от зверей, ви..аона был в почете. А очаг в доме - вещь предельно роды..а - и отсюда метафора: роды..э очаг.
Роды..э очаг играло большую роль в числе..ых обрядах, народных вірува..ях, обычаях (3 календаря).
► Записать представлены слова, вставить пропущенные в них буквы. Объяснить написание удвоенных согласных.
Без..астережний, закон..ый, часов..ик, от..ил, воз..єднан..я, от..ать, об..идти, гуман..ый, вин..ой, страшен..ый, старан..о, священнослужителя..ый, незнищен..ый, нескінчен..ой,..ічливий, Ган..а, бов..аниты, гор..ом, причин..ой,..есь, вознес..я, письмен..ый, незлічен..ый, войск..мат.
► Перевести слова на украинском языке. Объяснить особенности их написание в обоих языках.
Бессердечный, матросский, тбилисский, соломенный, нежданный, Полесье, Поволжье, Прикарпатье, судья, болью, артелью, статья, смертью, взаимностью, счастье, Припятью, убеждение, мазью, пропагандирование, льют, упразднение, злоупотребление, верфью, здоровье, знание, гордостью, Приднепровье, чувство, скатертью, ночью, бесчестье.
► Переписать предложения, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Объяснить правописание удвоенных согласных.
1. Я честь ви(д)ам титана Прометея, что не творил своих людей рабами (Леся Украинка). 2. Воспоминание прони(с)я в его памяти с молниеносной скоростью в каких мільйо(н)ых долях момента (О. Довженко). 3. В о(б)итій тряпками и простынями сельской хате хирург работал без перерыва вот уже несколько дней (А. Довженко). 4. Свежая росли(н)ый блестела под голубым небом против солнца (М. Коцюбинский). 5. Непобедимая безборо(н)ый - твой меч единый и единственный щит (Л. Костенко). 6. Темнокрилим гайворо(н)ям .. налетела на нас прикордо(н)а варта (Г. Стельмах). 7. Как будто клад дорогоці(н)ый мы родное слово берегли (Г. Рыльский).
► Переписать представлены слова, раскрыть скобки. Объяснить правописание слов.
Бе(с)астережний, е(д)аний, е(д)окремити, бе(с)успешный, молодіс(т)ю, ро(с)броїти, света(н)я, зна(н)ь, счас(т)я, столе(т)ь, Поле(с)я, ста(т)я, (л)деревянный, потому что(в)аниты, Ви(н)ы(ч), солдат(ч)ина, на(д)ністрянський, е(д)зеркалилася, зако(н)ый, прикордо(н)ик, карты(н)а, (в)есь, (в)ічливий, розрі(с)я, нере(д)ень, невы(н)ый, самовпевне(н)о, старая(н)о, свяще(н)ый, сказа(н)ый, напруже(н)ый, самові(д)ано, захопле(н)ый, воста(н)есть, незвіда(н)ый, выхова(н)ый, ю(н)ао, натхне(н)ый, огня(н)ый, олов'я(н)ый, эти(н)ый.
► Переписать предложения, раскрыть скобки, написать, где нужно, две буквы согласно правилам украинского правописания.
1. Из песни в мире выросло безсмер(т)я (Есть. Летюк). 2. Пусть же вечно красуется доблес(т)ю наша земля! (О. Довженко) 3. Светлой радис(т)ю полнится сердце мое (П. Дорошко). 4. Двадцатый век - зверше(н)ь и замыслы, возраст роздорі(ж) (Г. Братунь). 5. Рябило в глазах от множества человеческих обли(ч) (П. Загребельный). 6. Идем сквозь бурю, жару, лед, разведчики столе(т)ь (П. Дорошко).
Исследования-трансформация
► Образовать от глаголов существительные, объяснить их правописание.
Осознавать, внедрить, воплотить, убедить, читать, выдать, обязать, сетовать, предостерегать, сравнить, судить, жить, помогать, чувствовать, аттестовать, финансы, ассигновать, кредитовать, оприходовать.
► Поставить ударение в образованных словах. С тремя словами (на выбор) составить предложения и записать их.
► Поставить указанные существительные в творительном падеже единственного числа, объяснить их написание.
Молодежь, отрасль, рассказ, встреча, молодость, повесть, честность, ночь, вещь, ведомость, мазь, моль, мгновение, путешествие, параллель, ось, возможность, Русь, количество, собственность, качество, акварель, любовь, активность, производительность, тень, сич, Хатынь.
Распределительное письмо
► Записать, раскрывая скобки, слова в две колонки: в первую - в которых буквы удлиняются; во вторую - в которых удлинения не происходит.
Учите(н)я, поезд(ж)ю, бездорі(же)я, знаря(д)я, со(л)я, (л)ется, ема(л)ю, то(л)я, горе(н)я, лю(т)ю, обли(ч)я, еще(н)я, відродже(н)я.
V. Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков
Дать ответы па вопросы
1. В чем разница между продлением и удвоением согласных?
2. В каких случаях происходит удлинение?
3. В каких случаях налицо удвоение?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
► Привести пять примеров народной мудрости со словами, в которых происходит удлинение или удвоение согласных.