Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 24

Тема. Основные пунктограми в простом предложении

 

Цель: объяснить школьникам принцип разделения разделительных знаков на группы (отделяющие и выделяющие), совершенствовать пунктуаційну грамотность учащихся, повправляти в написании предложений, осложненных однородными членами, обращениями и вставными словами (словосочетаниями, предложениями).

Тип урока: комбинированный урок (изучение нового материала; обобщение и систематизация изученного).

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

II. Изучение нового материала.

v Работа с учебником.

1) Проработка теоретического материала (§ 14).

2) Обработка таблицы «Группы знаков препинания по их функциям».

III. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Прочитать, объяснить употребление разделительных знаков.

К какой группе (отделившихся или источающих) относятся знаки препинания между однородными членами? Указать однородные члены предложения.

Я все-таки люблю сенокосы и нивы, люблю широкий, тихий, родной степи (Л. Глебов). Все принимаю, земля, благодарю за степи, за ранки голубые (Г. Самойленко). Среди рощ, долин и глубоких оврагов бежит вперед Немировское шоссе (А. Бортняк). Пьянящий, влажный, свежий ветер окутает дыханием тебя (Б. Дегтярев). Мир весь, словно яблоко, звучит солнечно, поспело, сочно (С. Бурлаков). И звонко и высоко, и карнавально сияет полдень красками... (Л. Вышеславский). Сижу на скамье и лечу стресс багряным, желтым и лиловым цветом (И. Жиленко). Здесь осени твои и зимы дрожат в капельках росы (Л. Горлач).

v Предупредительный диктант.

Однородные члены предложения подчеркнуть. Объяснить употребление разделительных знаков.

Сено так пахнет родными травами, детством далеким, зелеными лугами... Пахнет любистком, хмелем, отавой, встречей пахнет оно и разлукой. Сено так пахнет серебряными росами, ольхой, ивами и ивняком... Сено вызванивает острыми косами и калиновыми слезами. (И. Цюпа)

IV. Анализ материала с целью обобщения. Работа над выводом.

v Прочитать предложения, правильно их інтонуючи.

Указать в каждом однородные члены предложения и обобщающее слово. Сформулировать правило об употреблении разделительных знаков в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Были же у нас люди большие: и Святослав, и Аскольд, и Кий (Б. Дегтярев). Святись, колодезная чистота имен: Мария, Леся, Ольга, Соломия! (С. Йовенко). Маленький Вене, галицкая перлино, симфоніє из камня и металла! Пусть имена сыновей твоих звучат: Иван, Богдан, Степан, Лев и Даниил, Роман и Маркиян, Андрей и Иосиф - на перекрестках трех тысячелетий! (Л. Степовичка). Туманы седые и росы рассветные - все это мое, потому только там я жил (Бы. Дегтярев). Буди уже, ясное солнце, насекомое, деревья, травы - все буди от сна (М. Самойленко).

V. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

v Переписать, расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия).

Однородные члены предложения подчеркнуть, обобщающие слова взять в прямоугольники. Указать выделяющие и отделяющие разделительные знаки (при необходимости воспользоваться таблицей).

Все было: бесправие и стыд, кровь революций, море зла, репрессии и голодоморы. А Украина все же жила (Б. Дегтярев). Все, почти все - от отчей земли: и первый вздох, звук и первое слово... (Г. Болюх). В драме человеческой немного действий: детство, юность, молодость и старость. Делай что хочешь, рыдай или радий. Неси свой крест. Все остальное - позосталість (Л. Костенко). Раздвоилась, розтроїлась душа! Что-то продано, что-то отдано в залог: и славу предков, и казацкую славу, и обычаи, и рыцарство Коша! (М. Карпенко). ...Гамалия то на байдаке повелел сразу двум стихиям: казачеству и морю... (М. Рыльский). Пиши про все: про тишину и буруны, о бельма рабства и гострозорість свободы (И. Муратов). Так, все твое, владарю строгий часе: мои достояние, тело и настоящее возраст. И равны все: цари и свинопасы... Но все упадет в твой поток? Тебя твой край, земля распята зовет. Там - твоя цена: позор или величественность (Г. Волюх).

Это была стая серых журавлей, в народе называемых прорицателями. Они удивительной вьюгой заполонили Яблуновку, словно хотели взять с собой на крылья и унести в миры все: дома, колодцы, ясени у ворот, улицы и сады. Клинцювата голова, маленькие и тонкие уши, коричневые глаза, упругая спина, подтянутый живот - все свидетельствовало о крепком генеалогическое древо этого породистого пса. Учительница немецкого языка надевала ботинки в невиданные боты с блестящими металлическими пряжками, а газовой легкости косынки на шее каждый день меняли цвета: белый, розовый, фиолетовый, голубой, зеленый. (3 произведений Есть. Гуцало)

v Диктант с комментированием.

Указать выделяющие и отделяющие разделительные знаки (при необходимости воспользовавшись таблицей).

Дай, Боже, всем нищим и слепым, нищим духом и никчемным телом (В. Баранов). Две ветви власти: президент и рады. Кто более для матери-истории стоит? ...Вкраїнський Моисей еще сидит за партой (В. Баранов). На всех дели свои сокровища: знания, умения, честность, правду (Б. Дегтярев). Все в плену видений: лес, и долы, и река (Л. Вышеславский). Перун кресав о землю молнии. Дрожало все: деревья, греки, птицы (Л. Костенко). Запоминай то неповторимое все на свете: и облако белое, и небо синее на тихім витти, и дни будущие, и настоящие, и прошлые дни, и первое слово, и первые слезы, и крик кукушки... (С. Тельнюк). Еще будет все: прозрачный день и хуга, и серый дождь, и в ароматах сады... Не обещай в беде вспомнить друга, а просто другом будь ему всегда (М. Карпенко).

VI. Анализ материала с целью обобщение изученного. Работа над выводом.

v Прочитать предложения, правильно их інтонуючи.

Указать отделяющие и выделяющие разделительные знаки. Определить слова, которые грамматически не связаны со словами в предложениях. Сформулировать правило об употреблении знаков препинания в предложениях с наименованиями и вставными словами (словосочетаниями).

Боже Великий, единый, нам Украину храни, свободы и света лучами Ты ее осени (А. Конисский). Живи, Україно, живи для красоты, для силы, для правды, для воли! Шумы, Украина, как родные леса, как ветер в широком поле (Александр Олесь). Мы вырвались на волю, слава Богу, ощупью отыскивая дорогу (Г. Болюх). Именем Страны охрещу несокрушимость вашу, дети Свободы (М. Самойленко). Какая лопата и тяга которая в состоянии пропасть Колымы разрыть?! (В. Забаштанский). Вы слышите, Тарас, и Вы, Франко, и Вы, страждущая Лесю Українко? Да, есть на свете Божья справедливость - и кровь, и слезы не пролиты бесполезно. Поэтому будем не ныть в унынии, а работать... (В. Чуйко). Храни же нас, Всевышний Бог, потому что нашим душам тоскливо. Народа песенную судьбу пусть обмина беда! (Г. Белоус). На воле душа яростно печет-прелюто, наказана, видимо, за рабство старое (В. Забаштанский). Людей, конечно, больше, чем народу... Когда виспівуєш на полный рот любовь к человечеству с сотого захода,- вспомни, наконец, и о свой народ (Б. Олейник). Нелегко стать человеком, честное слово Дарвина (В. Слапчук). Продиктуй мне, дождика, запятую и точку, восклицательным знаком длинным коснись, прошу! (В. Сыроватко).

VII. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

v Предупредительный диктант.

Подчеркнуть обращение. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи. Указать отделяющие и выделяющие знаки знаки.

Стоим, как блаженные, и низостью світим своей... О, выведи нас на дорогу, вкраїнський Моисею! (В. Тарасенко). Без тебя нет Отечества, моя Украино праздника! (М. Каменюк). А ты, раскинувшись на холмах Днепра, под солнцем куполами сіяєш золотисто, апостол-граде наш, славный вечное город! (В. Ткаченко). В родной хато! Состояния на порог и опять почувствую далеке дорог... Вклонюсь тебе, а ты уж не Держи, укажи дорогу и хлеба завяжи, ибо уже дрожат стремительные мои паруса (Г. Кривда). Я вас люблю большой любовью, моя старушка мама, папа мой... (Д. Павлычко). Нет, я не хочу в сундуках драгоценностей мать... Я попрошу тебя, мама, в путь нелегкий благослови меня хлебом на добром возраста (М. Ткач). Как же мне постучаться к вашей, мама, дома, когда в ней, незабываемая моя, ни дверей, ни окон? (А. Мястковский).

v Объяснительный диктант.

Вставные слова подчеркнуть. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи. Указать отделяющие и выделяющие знаки знаки.

И пусть ни тернии, ни хлам жизненный, ни потери не помешают нам роль на земле свою честно сыграть. И прекрасність этого не понять разве что потворам. Аплодируйте, пожалуйста, всегда аплодируйте актерам! (Г. Третьяков). Таланты свои, словно лошадей, сідлаймо в лунких степях! В нас еще есть, нормально, порох в пороховницах. А путь наш пыльный, казацкий навек полынью пропах (Г. Белоус). Были, кстати, и донкихоты, точно такие же, как ты, что хотели побороть обиду, ложь и зло победить (С. Воскрекасенко). Теперь я стал меньше принимать на веру... Старею, возможно? Возможно, старею (О. Абліцов). Відплинуть, право, малые горести и мелочь волнений, ибо гении оставляют по себе общества, а не лязг бесполезных званий (В. Коротич). Обесценивают человеческую мораль любви клятвы шумные. Самое сокровенное, к сожалению, воспринимается в негативе (Б. Дегтярев). Во сне я больше не летаю, говорят, просто больше не росту... (В. Сыроватко ).

v Прочитать.

Объяснить, почему в одних предложениях выделенные слова являются членами предложения, а в других грамматически не связанные с другими словами. Сделать синтаксический разбор одного из предложений (устно).

Уже день кажется седым и бессильным, и домліває в зарослях река... (В. Симоненко). Замечательные дни кончаются октябрьские, кажется, сумму и не может быть... (М. Горняк). Наземь падает каштан, он еще не может понять, что уже - летит, что уже - не там, где привык с листьями шуметь (В. Баранов). Кругами, кругами листья в осеннем танго... Может, это воспоминание?.. А может, забытый сюжет? Может, это песня? А может, это просто Заблуждение: одсвіт беседки и этот полохкий силуэт? (Б. Олейник). Беда повсюду, пока и живы, может нас встретить (М. Самойленко).

v Диктант с комментированием.

Указать отделяющие и выделяющие разделительные знаки. Сделать синтаксический разбор одного из предложений.

Никто его не ув'язнював. Мир только ловил, и - тщетно. Его, кавпаки, витурювали с коллегиумов ни с чем. ...А он аж до нас доходил и мудрыми быть учил (Г. Белоус). Ни о чем не жалею. Прожил, как умел. Все, небось, что суждено, принимал как должно было (В. ГІідсуха). Покропи меня, дождика, тихо меня окропи. Может, вырасту терном... роменом. Чтобы - не осотом (Б. Олейник). Зрение мое отражают синие воды. Я в этот мир, наверное, уже приходил. Когда-то, возможно, когда-то был я ветром уже или листьями?.. (М. Самойленко). А скоро, говорят, и жатва, поля дремлют вогнедишно. Все остальное, друг мой,- слова... Відшелестять - и опять тишина (И. Жиленко). Наверное, нелегко покорить словом бумага, видимо, следует сначала понять и постичь своей памятью, измерить вес слов, определить не только содержание, но и высшую цель изложенных словам мыслей... (Г. Иваничук). Не пишется, а думается только. Писаться будет уже, наверное, завтра (Г. Светличная).

Итак, слушай, поэт, вкарбовуй в сердце, поэт, нашу память возьми, как бегуны берут эстафету... (Г. Третьяков). Как то там где-то в моих Карпатах? Наверное, осень стынет золота... (М. Влад). Бывает, захмарить, а порой засияет лазурь (С. Голованевский). И, показалось, помутнела серебряно-понятное глубь среди солнечных полей (А. Ющенко). Вот бабье лето с полей, как облако, поднялось. Это, говорят, ветер поседел: розгублює волосы (В. Швец). Петь надо, конечно, и о звездах, о том, как шепчет в луге тростник, но, забыв человеческое счастье и горе, какой к черту буду я поэт! (Д. Павлычко). Если бы я не зріднивсь с Луцком, то выбрал бы, наверное, Слуцк (Ы. Струцюк). Ой это бешеная будет атака и кончится, конечно, прорывом (О. Ольжич). А скупец такой хитренький, словно лис, за копейку он бы скалу, видимо, грыз. Вся жизнь его - сумка, как скупой - то півлюдинка... (С. Пушик).

v Прочитать, правильно інтонуючи предложения.

Указать вставные словосочетания и вставные предложения. Объяснить употребление разделительных знаков.

Историю жизни Шевченко - она такая известна, от рождения до могилы,- можно назвать тяжелой, болезненной драмой; историю его мысли и творчества - драмой не менее трагичной (С. Петлюра). Шевченко? Смут'ян? В солдаты!.. (Возрадуйся, сытую господа: когда мы были казаками, а выбились в... крепостные.) (Г. Белоус). И я чужбиной с скорбями в сумке, и ты чужбиной (весь мир чужбина!) (Есть. Маланюк). Украина моя! (А на сердце тревога). Я не могу о тебе забыть нигде.

Снова снилась ты и дорога, дорога... (В. Швец). Были мы молоды, и у нас был Днепр (два пятаки, а ехать час) (М. Самойленко). Шовіністе-фанатику, в конце пойми (хоть клеточкой мозга поворухни): все на свете живое имеет свой язык и не хочет сливаться в единую семью (О. Завгородний). Мысли же далеки, как аисты (в них всегда крилонька болят) (3. Гончарук). Не предавай, пора крылья, не предай! (Равнодушие - всегда голос фальши). На тесноватой нашей планете еще столько места для добра! (О. Абліцов).

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание.

§ 14, упражнение 264, II (письменно), упражнение 265 (устно).

Учебные диктанты.

Все ушло в свой неповторимый цвет - не весенний, а осенний. Краски поля и щелочи, краски леса были разные: багровые, желтые, вишневые, пурпурные, красные, оранжеві. их пламенем позаймались деревья, кусты, сорняки, ботва. Тлеют и горят, жаріють и вогневіють, и дымят, и вроде чадят где-то в лесной чаще. Каждое дерево творит свое отдельного костра, а в целом они создают общее, многообразна.

День - солнечный и прозрачный, и хочется, чтобы ему не было края. Хочется, чтобы не было края безграничном палахкотінню лазури, венценосному сиянию солнца, смолоскипам деревьев по просторам земли, рахманному свечению вспаханного поля, кровавым вспышкам калины по оврагам, замисленій течения воды в больших и малых ручьях, а также в каком заупокойном, белом летінню паутинок бабьего лета. (111 слов) (По е. Гуцалом)

в 1900 году независимо друг от друга закономерности наследования признаков у гибридов одновременно открыли трое ученых: голландец, немец и австриец. Когда труды этих ученых получили широкое резонанса, оказалось, что за тридцать пять лет до того подобные выводы сделал настоятель монастыря в городе Брно (Чехия) Грегор Мендель. По единодушному согласию трех ученых приоритет открытия принадлежит Менделю. И хотя термин «генетика» появился несколько позже, годом рождения генетики все же считается 1900-й.

Основателем экспериментальной генетики суждено стать украинцу Феодосию Добржанському. Его имя на поприще бывшего

СССР или замалчивалось, или вспоминалось только с ярлыками: «менделіст», «псевдовчений», «предатель родины».

Родился будущий ученый того же 1900 года в Немирове на Винничине. После окончания университета преподавал в Киевском политехническом институте, впоследствии переехал в Ленинград. 1927 года его направили на двухгодичную стажировку в США. С того времени ученый работал в различных учреждениях: Колумбийском университете, Рокфеллеровском университете в Нью-Йорке.

Он мечтал об Украине, однако вернуться или по крайней мере побывать на родине не суждено. Он был хорошо информирован обо всем, что происходило тогда в СССР: голодомор, репрессии, преследования в науке... Американское гражданство Добржанский принял только 1937 года.

...В США украинского ученого считали главным генетиком страны. Его научным наследием пользуется все человечество. (190 слов) (По Д. Голдою)