Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 25

Тема. Основные пунктограми в простом предложении. Тематическое тестирование

 

Цель: закрепить знания учащихся о основные пунктограми в простом предложении; выяснить уровень усвоения ими указанной теме; развивать логическое мышление, память, формировать умение использовать полученные знания на практике, навыки самостоятельной работы.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний и навыков; проверка и учет полученных знаний, умений и навыков).

Оборудование: учебник, тесты.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Воспроизведение теоретических сведений.

v Беседа.

1) В каких случаях ставится и когда не ставится запятая между однородными членами предложения? Приведите примеры.

2) Как ставятся знаки препинания в предложении с обобщающим словом перед однородными членами? С обобщающим словом после однородных членов? Приведите примеры.

3) Какой знак препинания может ставиться между подлежащим и сказуемым? Приведите пример предложения с тире между подлежащим и составным именным сказуемым с опущенным глаголом-связкой.

4) Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращением?

5) Какими знаками препинания выделяются вставные слова и словосочетания?

6) Какие члены предложения называются обособленными?

7) Какие члены предложения могут отделяться? Приведите примеры предложений с обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями. Приведите пример предложения с уточняющим членом предложения.

III. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Диктант с комментированием.

Много, ой как много прекрасных мест есть на белом свете, на нашей Украине! Они завораживают, волнуют душу, смущают воображение. И самой прекрасной останется милая и дорогая сердцу малая родина. Для меня это - небольшой, живописный, в роскошной зелени деревушка. Конечно, оно не дало отечестве гениев. Сыновья ее не вписали свои имена на скрижалях перебірливої бабушки истории, вславивши этим село. И было и есть оно плодовитым на обычных хліборобів. их трудом деревню и живет, несмотря на все социальные потрясения. (По М. Красуцьким)

v Самостоятельная работа.

Переписать, расставляя пропущенные разделительные знаки (приводим текст без их изъятия) и снимая черту.

Вулице моя, тихая и не/постижимо очаровательная любое/время года! Вулице моего детства, не/опалима купино моей души, моих детских, а от так юношеских яснозорих мечтаний и тревог! Ты приходишь к меня в моих воспоминаниях - вечно молодая и на/всегда моя.

Иду селом, вспоминаю и предпочитаю всех и все здесь обнять, прижать крепко/накрепко к сердцу своего.

Как в храм божий, иду на свидание со священным для меня местом - отцовским двором. Много тебе солнечных дней, не/ забутня малая моя родина! (По М. Красуцьким)

IV. Проверка самостоятельной работы учащихся.

V. Сообщение способов проверки полученных знаний и сформированных умений и навыков (инструктаж к тестирования).

VI. Проведение тестирование.

И вариант

1. Между не связанными союзами однородными членами предложения ставится:

а) запятая;

б) двоеточие;

в) тире;

г) запятая и тире.

Составить и записать простое предложение, осложнено однородными членами предложения (напр.: Твое сокровище - земля, река и высь. Приходи и слушай, и смотри (О. Ющенко). Тают, но не растают лета скоро-текучие (Ю. Свеклу). Взвешенно, рассудительно, спокойно оглянімось в прошедшее время (В. Берко). Человеческие тревоги и боления я стремлюсь в слово перелить (Г. Сингаевский). И таки в нас недаром Мамаи были и Гонты! (Н. Залежь). И падал снег с вит наискось, навзничь, вспять (И. Лобовик)).

 

2. Перед обобщающим словом, которое стоит после однородных членов предложения, относится:

а) двоеточие;

б) тире;

в) запятая;

г) точка с запятой.

Составить и записать предложения с обобщающим словом после однородных членов предложения (напр.: Мелкий ромен, как вижовкла мережка, красолька, мак и королевий цвет - все цветет и кланяется лету (Л. Костенко). Тимьян, и рута, и ноготки - такие себе мелкие цветки и степные, и луговые звучат в душе моей живые (В. Ющенко). Природы неповторимые кисти мне рисуют Ворсклу, гай, лугов просторных руна теплые - детства неповторимый край (П. Воронько)).

 

3. Определения, выраженные прилагательными и причастиями с зависимыми от них словами (прикметниковими и дієприкметниковими оборотами, перед определяемым словом обособляются:

а) всегда;

б) если имеют дополнительный обставинний оттенок значения;

в) если объясняют существительное - собственное название;

г) если включают усилительные наречия и частицы (особенно, в частности, даже, хоть, аж).

Составить и записать предложения с дієприкметниковим оборотом после означаемого слова (напр.: Существуют прекрасные дороги, нацеленные до победы (П. Осадчук). Что там, за дверью бытия, обшпугованими дерматином? (И. Драч). Я есть ружье, радостью набита, которой вистрелю в честь жизни (Б.И. Антоныч). Сирко в будке, свернутый в калач, спал, наточив в мир антенны-уши (О. Кугай)).

 

4. Уточняться могут:

а) только обстоятельства места и времени;

б) только обстоятельства и определения;

в) все второстепенные члены предложения;

г) любые члены предложения.

Составить и записать предложения с уточняющим членом предложения (напр.: Пусть загляну с Трепетной волны на край земли, далеко, туда, в любимые глаза (М. Каменюк). Когда-то, давно, были какие-то гиганты. Теперь удобнее замеры - пигмей (Л. Костенко). С давних времен, от эпохи санскрита, в нас общие корни, и разные семечки (В. Базилевский )).

 

5. В конце предложения обращение стоит в таком предложении: .

а) Поэзия! В штольнях одиночества все возводим воздушные мосты. (В. Базилевский);

б) Пульсуйте вы, слова моего строки, словно светлячки морского маяка (П. Воронько);

в) О мечтает, мечтает, в нетерпении куда ты завела меня? (М. Черниченко);

г) Что же будем делать, товарищи? (П. Осадчук).

Составить и записать предложения со обращением, что стоит в его начале (напр.: О родное слово, кто без тебя я? (Д. Павлычко). Мой друг, я заболела на осень (Г. Рубан). Душа, ты мысли не трогай! (М. Самойленко) или в середине (напр.: Как ты, совісте, умеешь болеть! (В. Коротич). Ой вихопись, душе моя, и взмахни крыльями (ТІ.Ку лет). Или тебе душно, душа, до изнеможения? (И. Драч). Чего ты, сердце, яростно так болиш? (В. Мирный)).

 

6. Обособленное приложение есть в предложении:

а) И он тотчас вспомнил, лентяй, мамин язык (В. Шукайло);

б) В слово маминого сердца вслушиваюсь, радуюсь, роста (А. Матийко);

в) Не занімійте возраст, уста, и произносите слово-мечтаю (О. Ющепко);

г) Слова, как люди, необычные в неодновимірності их (П. ІІеребийніс).

Составить и записать предложения с отдельной приставкой (напр.: На берегу реки кукушка кукует - метроном малый в малой родине (Д. Кремень). Любил когда-то этот песенный край Васильченко - певец человеческой судьбы (Г. Коваль). Стоят в песке пирамиды - антипам'ятники Спартаку (Ю. Олейник). Если бы тот же ветер, сорвиголова-отшельник, не напинав огненные паруса! (В. Омелянчук). И ветер, веселый пароду-погонщик, попасом. листья кленовые сгоняет в реку (Г. Мороз). Ветры, варяги недремлющие, качают лес, языков корабль (И. Светличный). Более Бабьим яром летят журавли, эти плачи сентябрьские (М. Фишбейн)).

 

II вариант

1. Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения перед обобщающим словом ставится:

а) двоеточие;

б) тире;

в) точка с запятой;

г) кома.

Составить и записать предложения с обобщающим словом перед однородными членами предложения. Однородные члены предложения подчеркнуть (напр.: Все целесообразное в жизни: рокотання Бетховена, молоток Микеланджело, пушкинский стих (Д. Кремень). В кино герои в моде: рэкетир, бандит и вор (В. Плювако). Всегда в триединстве им быть: народу, Отечеству и жизни (П. Харченко). География - моя биография: полтавское небо, уральский мороз, каракумське ад, балтийский шторм, города, дороги и радость возвращения (М. Час). Все нам надо ревностно беречь: тропу, хохлатка, озерный тихий трепет (В. Женченко). Бабы дом мазали, им смеялись краски в кувшинах: малиновые, оранжевые, темно-синие и голубые (И. Кульська). Всем естеством: костьми, душой, кровью - ляжем под корень полинам (Г. Самойленко). Все - вселике чудо наяву: разбужены березы, поле и шмель, что ласкает сон-траву (О. Ющенко)).

 

2. Если перед обращением стоит междометие о (ой), который тесно связан с ним интонационно и выполняет роль доли, между возгласом и обращением:

а) ставится запятая;

б) ставится восклицательный знак;

в) ставятся три точки;

г) разделительный знак не ставится;

Составить предложение с обращением, перед которым стоит крик о (ой), записать предложение (например: Ой дівчино моя милая, что мне действовать, что не велят отец и мать тебя бедную брать? (Род. творческим.). О земле родная! Знаешь ли ты свой путь в бури, в непогоде! (М. Рыльский). В рай босоногих поэтов, низко кланяюсь тебе! (Б. Дегтярев ). О, неумолимы окаменелые дни!1 О, Націє, сильная и вечная, как Бог (А. Ольжич)).

 

3. Вставные слова выделяются в предложениях:

а) запятой (запятыми);

б) скобками;

в) тире или запятой (запятыми);

г) только тире.

Составить предложение со вставным словом (словосочетанием), записать его (напр.: А день за солнцем в море и утонул стал, увы, уже вчерашним днем (П. Воронько). Про воду, конечно, грезят путники... (М. Рыльский). А потом, действительно, а почему бы не узнать какие-то новые пути и координаты? (Л. Костенко). Но сегодня, слава Богу, душой уже воскресшие мы... (Д. Белоус)).

 

4. Распространенное обстоятельство, выраженное дієприслівниковим оборотом, обособляется:

а) только если стоит перед сказуемым;

б) только если стоит после сказуемого;

в) только если она уточняет другую обстоятельство и стоит после нее;

г) в любой позиции к сказуемому.

Составить предложение с обособленным распространенным обстоятельством, выраженным дієсприслівниковим оборотом. Записать предложения, обособленный член предложения подчеркнуть (напр.: Простившись навек, с берегами, одпливає детство мое (М. Черниченко). Скорби познав и потери, оживает душа в неповиновении (П. Осадчук). Забыв о бедах, лелея судьбу ясную, расправив сильные, могучие и ласковые крылья, проснулась в очередной раз моя Украина от сна, в тернистый путь собирает и думы, и силы (В. Тарасенко)).

 

5. Приложение отделяется в таком предложении:

а) Людям - как болото, а матери - как злато (Род. творческим.);

б) На свете найдешь все, кроме родной матери (Род. творческим.);

в) Нет того товара, чтобы купить маму (Род. творческим.);

г) Только в мире правды, рідная мать (Род. творческим.).

Составить и записать предложение с обособленным приложением (с відокремлюючими предлогами за исключением, вместо, помимо, сверх) (напр.: Кроме легенд, есть научные данные, теории, сложнее теорем (JI. Костенко). Я, вопреки угрозам и прогнозам, живу, живу, сын земли своей! (Г. Лубкивский). Отечество мало матерью назвать, и, несмотря на все оркестры и плакать, как пища твоя старушка мать, так и отечество в целом живет (М. Каменюк)).

 

6. Вставными никогда не бывают такие слова:

а) конечно, понятно, наверное, правда, бесспорно;

б) вероятно, возможно, кажется, может, может быть;

в) даже, почти, по крайней мере, все-таки, как бы, якобы;

г) наоборот, во-первых, во-вторых, наконец, прежде всего, оказывается.

Составить и записать два предложения, в одном из которых слово может (или: кажется, наконец, говорят) является вставным, а в другом - нет (напр.: И, кажется, тысяча миров слушает певучую Украину (О. Лупий). Жизнь кажется упоминанием печальной... (М. Самойленко)).

 

VII. Ответы учителя на вопросы учащихся (после того как тестовые задание выполнено).

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание.

Выписать из художественных произведений 8 простых предложений, осложненных однородными членами, обособленными членами предложения, наименованиями и вставными словами.

_____________________________________________________

1 Если возгласы о (ой) усиливают обращения интонационно и с ним тесно не связаны, они отделяются от обращения запятыми.