УРОК № 20
Тема. Гласные после ц. Развитие речи. Культура речи. «Школьный мир»
Цель: работать над закреплением знаний и навыков по изучаемой теме, развивать речь учащихся, совершенствовать ее культуру.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Списывание.
— Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы ы или и. Устно объясните выбор букв.
Современная авиац..я, новый мотоц..кл, молодые специалисты, лекц..я по ботанике, железный панц..рь, красивый ц..ферблат, теплые рукавиц.., костяные пуговиц.., участники экспедиц..и, юные физкультурниц.., хорошая дисц..плина, железнодорожная милиц..я.
2. Тренировочное упражнение.
— Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова, в которых было бы сочетание цы или ци.
1) ... — это инструмент для черчения окружностей. 2) ... — это точная выдержка из какого-либо сочинения. 3) ... — это болезнь десен, которая возникает при недостатке в пище овощей и фруктов. 4) ... — это плотная рогожка, плетенная из травы. 5) ... — это рыцарские доспехи, защищающие от ударов меча и копья. 6) ... — это стриженый и крашеный мех овцы. 7) ... — это птенчик курицы. 8) Встать на ... — это встать на кончики пальцев ног. 9) ... — это плодовые деревья, к которым относятся лимоны, апельсины, мандарины.
Слова для вставки: цитрусовые, циркуль, цитата, цигейка, цинга, цыплёнок, циновка, панцирь, цыпочки.
3. Выборочный диктант.
— Прослушайте предложения. Найдите в них слова с цы или ци. Выпишите их. С думя-тремя словами составьте и запишите самостоятельные предложения.
1) Все молча слушали песню цыганки. 2) Цыплят по осени считают. (Пословица) 3) Плутовка к дереву на цыпочках подходит. (И. Крылов) 4) На юге ожидается большой урожай цитрусовых. 5) Нефть хранилась в больших цистернах. 6) Цикорий добавляется в кофе. 7) На строительство электростанции приехали опытные специалисты. 8) Наши лыжницы заняли первое место в состязаниях.
IV. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста «Пенал».
(Учебник, с. 90.)
2. Работа с рубрикой «Отвечайте».
(Учебник, с. 91.)
3. Составление плана текста.
Ориентировочный план
1. Выбирать пенал — это наслаждение!
2. Каким должен быть пенал.
3. Как Петя выбирал пенал.
4. «Этот возьми! Чем он плох?»
5. Выдающийся пенал.
4. Пересказ текста по плану.
Цель: обучение описанию предмета.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий № 17, 18.
2. Выполнить упр. 184.
3. Отгадать загадки (с. 91). Ответы записать.