УРОК № 19
Тема. Гласные после ц. Развитие речи. Культура речи. «Школьный мир»
Цель: изложить и закрепить на практике правила написания ы, и, е после твердого ц; работать над развитием и культурой речи учащихся
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Работа с учебником.
(Теория А, с. 85.)
2. Объяснение учителя.
Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция, например: цифра, лекция.
Буква ы после ц пишется:
а) в окончаниях и суффиксах: птицы, сестрицы;
б) в корнях слов-исключений: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкнуть, цыц.
3. Предупредительный диктант.
— Запишите предложения. Найдите и подчеркните слова с орфограммой «Буквы ы, и после ц».
Мы давно собирались пойти всем классом в цирк. Особенно нам хотелось посмотреть на мотоциклиста, который ездил внутри шара из металлических прутьев. Во время представления нижняя половина шара отделялась от верхней и опускалась вниз. Говорили, будто, когда мотоциклист мчится внутри шара с огромной скоростью, получается какая-то центробежная сила, которая прижимает мотоцикл к шару и не позволяет ему упасть вниз.
Наконец мы пришли в цирк. Над нашими головами были протянуты трапеции, канаты, веревочные лестницы. Огромное здание постепенно наполнялось народом.
(По Н. Носову)
4. Объяснение учителя.
Звук [ц] в русском языке всегда твердый, поэтому после буквы ц мы пишем букву е, а слышим звук [э]. Буква е не обозначает мягкости согласного [ц].
Например: центр [цэ], кольцевать [цэ].
5. Звуковой анализ слов.
— Запишите фонетическую транскрипцию данных слов.
Цены, цедра, цель, центр, прицел.
IV. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение стихотворения «Звенит звонок» учителем.
(Учебник, с. 87.)
2. Работа с опорными словами и словосочетаниями.
Выполнение упр. 187.
3. Восстановление предложений.
Упр. 188.
4. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 189.
5. Беседа по прослушанному тексту.
Осуществляется на основе рубрики «Отвечайте», с. 88.
6. Расширение знаний о происхождении слов.
Осуществляется на основе рубрики «Знаете ли вы?», с. 89.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий 17, 18.
2. Выполнить упр. 183.