Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 19

Тема. Гласные после ц. Развитие речи. Культура речи. «Школьный мир»

 

Цель: изложить и закрепить на практике правила написания ы, и, е после твердого ц; работать над развитием и культурой речи учащихся

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Работа с учебником.

(Теория А, с. 85.)

2. Объяснение учителя.

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция, например: цифра, лекция.

Буква ы после ц пишется:

а)    в окончаниях и суффиксах: птицы, сестрицы;

б)    в корнях слов-исключений: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкнуть, цыц.

3. Предупредительный диктант.

— Запишите предложения. Найдите и подчеркните слова с орфограммой «Буквы ы, и после ц».

Мы давно собирались пойти всем классом в цирк. Особенно нам хотелось посмотреть на мотоциклиста, который ездил внутри шара из металлических прутьев. Во время представления нижняя половина шара отделялась от верхней и опускалась вниз. Говорили, будто, когда мотоциклист мчится внутри шара с огромной скоростью, получается какая-то центробежная сила, которая прижимает мотоцикл к шару и не позволяет ему упасть вниз.

Наконец мы пришли в цирк. Над нашими головами были протянуты трапеции, канаты, веревочные лестницы. Огромное здание постепенно наполнялось народом.

(По Н. Носову)

4. Объяснение учителя.

Звук [ц] в русском языке всегда твердый, поэтому после буквы ц мы пишем букву е, а слышим звук [э]. Буква е не обозначает мягкости согласного [ц].

Например: центр [цэ], кольцевать [цэ].

5. Звуковой анализ слов.

— Запишите фонетическую транскрипцию данных слов.

Цены, цедра, цель, центр, прицел.

 

IV. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение стихотворения «Звенит звонок» учителем.

(Учебник, с. 87.)

2. Работа с опорными словами и словосочетаниями.

Выполнение упр. 187.

3. Восстановление предложений.

Упр. 188.

4. Перевод с украинского языка на русский.

Упр. 189.

5. Беседа по прослушанному тексту.

Осуществляется на основе рубрики «Отвечайте», с. 88.

6. Расширение знаний о происхождении слов.

Осуществляется на основе рубрики «Знаете ли вы?», с. 89.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятий 17, 18.

2. Выполнить упр. 183.