Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

Урок 21

Тема. Воздух и его свойства. Демонстрация свойств воздуха (существует вокруг нас, без запаха, прозрачное, пытается занять все доступное пространство)

 

Цель: выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить исследовать свойства воздуха, проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты, следовать инструкциям и правилам техники безопасности во время проведения демонстрационных опытов; воспитывать познавательный интерес.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какой сегодня день?

- Какое число и месяц?

- Какое состояние неба?

- Был ветер, когда вы шли в школу?

- А осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

►► Работа над загадкой

Куда ступишь - везде имеешь,

Хоть не видишь, а употребляешь. (Воздух)

- Наша планета Земля со всех сторон окружена воздухом, которым мы дышим. Однако мы его не видим, потому что оно... Сегодня мы с помощью опытов определим свойства воздуха.

 

III. Изучение нового материала

►► Демонстрация свойств воздуха (существует вокруг нас, без запаха, прозрачное, пытается занять все доступное пространство)

- Для чего нам нужен воздух? (Оно необходимо для дыхания человека, животных, и для растений.)

- Что произойдет, если воздух вдруг исчезнет? (Мы не проживем и нескольких минут.)

- Где находится воздух? (Воздух заполняет все промежутки, и все щели в предметах. Оно растворено в воде морей, озер, рек, ручьев.)

- Воздух окружает нас со всех сторон. Вы можете потрогать воздух? Проведем эксперимент, и вы почувствуете его.

- Возьмите полиэтиленовый пакет и «поймайте» им воздуха. Закрутите пакет. Пакет наполнен воздухом. Сделайте небольшое отверстие, нажмите на пакет и направьте струю воздуха на лицо. Вы почувствуете прикосновение воздуха к коже.

Ученики берут в руки тетрадь и машут им возле лица.

- Что почувствовала кожа на вашем лице? (Легкий ветерок) Почему он образовался? (Потому, что ветер - это движение воздуха. Воздух постоянно движется. Ветер, который мы чувствуем, - это и есть воздух.)

- Что вы видите вокруг себя? (Столы, доска, цветы, за окном деревья, облака.)

- Воздух мешает нам видеть предметы? (Нет, оно прозрачное.)

- Можем ли мы увидеть воздух? (Нет, мы не видим воздух, что окружает нас.)

- С помощью зрения его можно обнаружить лишь в некоторых случаях. Проведем опыт. Опускаем в банку с водой стакан вверх дном. Медленно наклоняем ее. Что вы видите? (Из стакана выходят пузырьки воздуха, а в стакан попадает вода.)

- Если бросить в стакан с водой камень, образуются пузырьки. Почему?

- Какого цвета воздух? (Воздух бесцветное.)

- Но толстый слой воздуха имеет цвет. Голубое небо - это толстый слой воздуха, освещенный солнцем.

- Мы слышим, как льется вода, как ходят люди. Можем ли мы услышать воздух? Проведем опыт. Возьмем велосипедный насос. Начинаем накачивать воздух. Вы не видите воздух, но слышите, как оно получается.

- Вы были в лесу? Вдыхали лесной воздух? Чем оно пахнет? (Лесом) Гуляли по берегу реки или моря вечером? Что вы чувствовали? (Запах реки, моря) Что вы чувствуете, когда мама печет пирог? (Запах пирога) Воздух не имеет запаха.

- Но иногда невидимое воздух становится видимым, когда в нем слишком много дыма, оно приобретает неприятного запаха, им становится трудно дышать.

- Что следует делать, если в квартире запахло дымом?

- Для чего в окнах устанавливают двойные рамы? (Воздуха между стеклами рам удерживает тепло и не выпускает его на улицу.)

- Почему зимой мы надеваем меховую шапку и шубу? (Воздух, находящийся между волосками ткани, меха, не пропускает тепло нашего тела.)

- Почему очень важно, чтобы на полях лежал снег? (Снег защищает посевы от вымерзания. Он холодный, но между снежинками находится воздух. Это воздух предохраняет растения от холода.)

- Почему летом вам советуют надеть на голову панамку? (Летом Солнце прогревает поверхность Земли, поскольку воздух пропускает солнечные лучи.)

- Воздуха ночью сохраняет тепло, которое получает Земля от Солнца, а днем рассеивает его жгучие лучи. Месяц не имеет воздуха, т.к. температура на его поверхности резко меняется днем и ночью. На Земле этого нет.

- Проведем опыт, чтобы убедиться, что воздух плохо проводит тепло. Возьмем два стакана и наполним их горячей водой. Накроем оба стакана стеклом. Один стакан поставим на стол, а другую - на пустую спичечную коробку и накроем стеклянной банкой. В каком стакане вода дольше не остынет?

- Что лучше передает звук - воздух или дерево?

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Ответы на вопросы

- Какие свойства воздуха вам известны?

• Прозрачное;

• бесцветное;

• не имеет запаха;

• плохо проводит тепло;

• хорошо пропускает солнечные лучи;

• хуже передает звук, чем дерево.

2. Игра «Я начну, а ты заканчивай»

- Закончит предложение.

• Воздух есть...

• Без воздуха не могут жить...

• Ветер выполняет такую полезную работу...

• Ветер - это движение...

3. Работа над загадками

• Рукавом махнул - деревья нагнул. (Ветер)

• Не зверь, а воет. (Ветер)

• Крыльев нет, везде летает,

Да еще и пыль поднимает. (Ветер)

• Часто летает он вокруг,

Деревьев немало поломал,

Но никто, нигде и никогда

Его не видел, не держал. (Ветер)

Я березку гойдну,

Я тебя штовхну,

Налечу, засвищу,

Могу и пыль поднять.

Кто я? Можете угадать? (Ветер)

 

IV. Підсумок урока

- Из опытов мы увидели, что нас окружает воздух, но мы его не замечаем, ведь оно невидимое. Воздух - газообразное тело, заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Воздуха содержится не только в твердых телах, но и в воде.

- Какие свойства воздуха вам известны? (Воздух прозрачное, бесцветное, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи, хуже передает звук, чем дерево.)