МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 20
Тема. Вопрос к природе. Как экономно использовать воду дома?
Цель: рассказать ученикам о экономное использование воды; дать представление о том, какой путь проделывает вода, прежде чем попадает в наши дома; закреплять знания о воде и о том, как человек ее использует; формировать познавательный интерес к природе; воспитывать экологическую сознательность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
►► Работа над загадкой
Бывает тучкой она,
Пушинкою бывает,
Бывало, как стекло,
Хрупкая и твердая
Обычная, подскажите,... (вода).
- Сегодня на уроке вы узнаете, как экономно использовать воду дома.
III. Изучение нового материала
1. Работа над загадками
• В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется. (Река)
• Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
2. Работа в группах
Дети обсуждают, откуда попадает вода в квартиры.
- Какой путь проделывает вода, прежде чем попасть в наши дома?
3. Беседа
- Можно ли представить себе жизнь без воды? Почему?
- Как человек использует воду?
- Какую воду вы используете для купания, стирки, мытья посуды? (Горячую)
- Как вы считаете, много энергии требуется для очистки и нагрева воды?
- Действительно, чтобы очистить и нагреть воду, тратят огромное количество энергии.
4. Рассказ учителя
- Оказывается, мы тратим воды больше всего в мире. Ежедневно дома на 1 человека используем:
• на мытье рук (не закрывая кран) - 6-8 л;
• чистка зубов - 6-8 л;
• ополаскивание унитазов - 15 литров (за одно смывание);
• душ - 15-20 литров в минуту;
• стирка - 130-150 л (за 1 стирку);
• принятие ванны - 150 л.
Воды тратим много. Поэтому люди пытаются придумать, как сэкономить воду.
Вода течет из крана быстрее, чем вы успеваете ее использовать полностью. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 л бесценной пресной воды! Ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки: закрывайте кран, пока вы чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта. Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой. А главное - не забывайте закрывать воду!
Три простых правила - и за год вы можете сэкономить целое озеро диаметром 200 м и глубиной 2 м. Кроме этого, вы также экономите химикаты, которые используют для очистки воды, и энергию, которые используют для ее нагрев и перекачку.
5. Изучение правил экономии воды
• Во время полоскания рта - закрывать кран, пока чистишь зубы, и пользоваться стаканом.
• Заменить прием ванны душем.
• Принимая душ, стараться, чтобы она не тратилась впустую.
• Мыть посуду не под текущей струей, а в раковине, закрыв сливное отверстие пробкой.
• Стирайте белье при полной загрузке машины.
• С помощью родителей починить все текущие краны.
• На даче поставить бочку для водосточной воды.
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Игра «Когда я умываюсь» (по принципу «Светофор»)
- Когда я умываюсь и чищу зубы:
• я размышляю только о своих проблемах;
• я восхищаюсь водой - это удивительное вещество;
• я буду тратить столько воды, сколько пожелаю;
• экономить воду бессмысленно, ведь родители за нее платят;
• я закрываю кран на некоторое время, пока чищу зубы;
• проблема воды - это проблема взрослых, пусть они ее решают;
• я плохо закручиваю краны, а когда из них все же продолжает капать вода, зову взрослых и прошу починить кран;
• воды на Земле много, можно не беспокоиться, чистой воды всегда на всех хватит.
2. Игра «Слова о воде»
Назначают «Фею Воды». У нее в руках - чашка с водой. «Фея Воды» обходит детей и брызгает на них из своей чашки. Тот, на кого попали капли воды, должен произнести определенное слово, которое у него ассоциируется с водой (например: водопроводчик, умывание, душ, напиток и т.д.).
- Приходилось ли вашей семьи обращаться за помощью к водопроводчику? чем он вам помог?
- Как вы считаете, что случилось бы в городе, если бы на неделю в нем отключили горячую и холодную воду?
- Какие рабочие инструменты помогают водопроводчику работать?
- Как вы думаете, каким человеком должен быть квалифицированный водопроводчик? Что он должен уметь делать?
3. Анализ ситуации
- А теперь послушайте одну запись.
- Привет, Федя! Привет, Диме! Вы что такие веселые?
- Так, мы сейчас прекрасно играли. Набрали полную ванну воды и пускали кораблики, а потом пошли на улицу.
- Кран закрыли?
- Зачем? Воды и так много. Пусть течет, потом закроем.
- Дети, как бы вы оценили поведение ребят? Хорошо они поступили? (Нет! Воду нужно беречь. Они могли бы затопить соседей, которые живут этажом ниже.)
V. Итог урока
- Какое значение имеет вода в нашей жизни?
- Как следует относиться к воде?
- Что на уроке было интересным?
- Запомните: экономя воду, мы сохраняем энергию, деньги, свое здоровье и здоровье нашей планеты.